Бахаи
Википедия
Бахаи
Бахаи – это молодая религия, имеющая собственное Священное писание. Основателем бахаи является Бахаулла, годы жизни: 1817-1892. Он почитается как последни... читать далее »
Статьи о Бахаи
08.07.2013 19:56

Космология Веры Бахаи. Бахаи.

Космология Веры Бахаи
Вера бахаи (от араб. «باها" — слава, блеск) — монотеистическая религия, возникшая в Персии в середине XIX века. Представляет собой органическое единство двух религиозных феноменов: баби (1844, основатель — сейид Али Мухаммад Ширази (1819-1850), известный как Баб (араб. «باب" — врата)) и собственно бахаи (1863, основатель — мирза Хусейн-Али-и-Нури (1817-1892), известный как Бахаулла (араб. «بهاء الله" — слава Божья)). Вера бахаи насчитывает, по разным оценкам, от 6 до 8 миллионов последователей, широко распространена географически и динамично развивается.

Вопросы космологии религии бахаи еще не получили фундаментального изучения, а в русскоязычном бахаиведении и вовсе фактически не становились предметом отдельного исследования. Это обстоятельство можно объяснить тем, что космология — достаточно абстрактная часть вероучения, тяжело поддающаяся верификации (особенно космогенез) и не всегда очевидно связанная с практикой того или иного религиозного движения, в то время как на протяжении всей короткой истории бахаиведения исследователи основное внимание уделяли социально-этическим аспектам вероучения бахаи. Западное бахаиведение в большей степени ориентировано на рассмотрение веры бахаи как собственно религиозного феномена, однако, несмотря на появление ряда статей [1], космологические аспекты бахаизма не вызвали широких и принципиальных споров (например, исламоведческая дискуссия о суфийских терминах «хахут», «лахут» (لاهوت), «джабарут» (جبروت), «малакут» (ملکوت) и «насут» (ناسوت) в бахаиведении представлена одной расставившей все точки над «i» в отношении бахаизма статьей [2] Хуана Кола [3] (Juan Ricardo Cole)). К тому же в качестве основных источников космологических представлений бахаи, как правило, называют ранние произведения Бахауллы, такие как «Четыре долины» (چهار وادی) и «Семь долин» (هفت وادی), которые исследователи обычно не относят к числу ключевых бахаистских текстов и, соответственно, уделяют им меньше внимания. Также следует отметить, что, как и в случае с многими другими аспектами вероучения, космологии специально не посвящен ни один из переведенных на русский язык священных текстов бахаизма, поэтому картину мира бахаи необходимо составлять из различных отрывков многих текстов, написанных в разное время и адресованных разным людям в связи с теми или иными обстоятельствами. Такие нечасто встречающиеся, но важные космологические тексты, как «Скрижаль Любой Пищи [4]» Бахауллы [11] и «Скрижаль Вселенной» Абдул-Баха [8] (сына Бахауллы, работы которого также считаются священными в бахаизме) имеют лишь предварительный и неофициальный перевод на английский язык. Целью данной работы является описание космологии бахаизма и определение ее основных характеристик.

Как было замечено, обычно к числу космологических текстов бахаи относят «Четыре долины» и «Семь долин». Эти ранние мистические тексты были написаны Бахауллой во время отшельничества в горах Курдистана близ пустыни Сулеймании, где он общался преимущественно с накшбандскими суфиями [5], которые, как полагают некоторые исследователи, могли оказать влияние на основателя веры бахаи [6].

Следующий фрагмент писаний Бахауллы (26-й стих «Семи долин»), как правило, служит отправной точкой в описании космологии бахаи:

    Хотя Божественные миры бесконечны, некоторые считают, что их четыре: мир времени (заман), то есть такой, у коего есть и начало, и конец; мир длительности (дахр), у коего есть начало, но чей конец не явлен; мир вечности (сармад), чье начало скрыто, но о коем известно, что он конечен; и мир бесконечности (азал), начало и конец коего равно незримы. О сем есть много разнящихся утверждений, однако их подробное изложение было бы утомительным. Так, иные говорили, что мир вечности не имеет ни начала, ни конца, а мир бесконечности именовали невидимым и неприступным Эмпиреем. Иные называли их мирами Небесного Двора (Лахут), Горнего Неба (Джабарут), Царства Ангелов (Малакут) и тленного мира (Насут) [7][3].


Как мы видим, Бахаулла здесь прямо не утверждает, как устроен, по его мнению, космос. Он лишь приводит различные точки зрения по этому вопросу. Тем не менее, представление о четырех мирах (چهار رتبه — буквально: четырех ступенях, рангах, качествах) является общепризнанным в бахаизме (в качестве критерия общепризнанного в данном случае мы рассматриваем написанную, вероятно, самими бахаи статью «Космология бахаи» в англоязычной Википедии [10]). Возвращаясь к вопросу о беспредельности (пространственной) и бесконечности (временной) миров, приведем слова Абдул-Баха:

    …во вселенной Бога, которая явлена в наивысшем совершенстве, красе и величии, бесконечно число сияющих звезд материального мира! Представим же, сколь беспредельны и бесконечны миры духа, которые есть основа основ [1, с. 201].


Абдул-Баха указывает на оба качества нематериальных миров. К этим характеристикам можно добавить и свойство неисчислимости (количественной бесконечности), о которой писал Бахаулла в «Сурий-и-Вафа»:

    Знай, воистину, что Божии миры неисчислимы и бесконечно разнообразны. Никто не в силах счесть их или постичь, кроме Бога, Всезнающего, Премудрого [4, с. 164].


Здесь мы можем выделить первую характеристику космологии бахаи, а именно ее плюральность. Согласовать представления о множестве миров и четырех мирах можно при уже указанном переводе выражения « چهار رتبه»как четырех ступеней. Тогда эта идея будет указывать не на плюрализм космологии бахаи, а на такую ее характеристику, как иерархичность.

Таким образом, структура космоса согласно вере бахаи изображается в виде стадий восхождения к Богу через различные миры (рис. 1 [8]).

Figure 1. The Realms of Being<br />Note: Bahá'u'lláh's use of the names of the realms of being is identical to the terminology of the Sufi Path. See J. Spencer Trimingham, The Sufi Orders in Islam 160 61._theology.gif
    Figure 1. The Realms of Being
    Note: Bahá'u'lláh's use of the names of the realms of being is identical to the terminology of the Sufi Path. See J. Spencer Trimingham, The Sufi Orders in Islam 160 61., (17.5 KiB) Просмотров: 153

На вершине этой иерархии находится трансцендентный единый Бог. Это Хахут, то есть сфера (realm) непознаваемой сущности Бога.

Далее следует первая стадия восхождения к Богу, мир Лахут, то есть сфера божественного сознания. Бог как Лахут есть Логос, Божественный Разум, Первичная Воля, Язык Величия. Эту реальность в языке бахаи также называют первой манифестацией [9].

Вторая сфера — Джабарут, Всевышний Рай. Это мир силы (джабр) и повеления (амр), Божественных Имен и Атрибутов и царства ангелов.

Третья сфера — Малакут, также включающая царство ангелов, известна среди современных бахаи как Царство Абха. Об умершем человеке говорят как об отправившемся в это царство. Таким образом, душа человека после смерти именно со стадии Малакут начинает развиваться и восходить к Богу.

Четвертая сфера — Насут, физический мир, то есть мир природы и человека. Таким образом, физический мир является лишь частью миров Бога, которые человеческим разумом полностью не познаваемы, т.к. непознаваема сущность Бога. Здесь мы можем отметить такую характеристику космологии бахаи, как ограниченная познаваемость. Представляется, что именно по причине наличия этой характеристики в теологии бахаи космологические вопросы (особенно не относящиеся к физическому миру) нельзя назвать активно и глубоко не разрабатываются.

Согласно Майклу МакКэррону, космос бахаи — это символический космос [10]. Символизм космологии бахаи был вызван стремлением Баба и Бахауллы «объяснить глубокие материи религии через аллюзии и аналогии» [20]. Основатели веры бахаи, как и суфии или исмаилиты [11], выступали за аллегорическое толкование Корана, что и нашло свое отражение в построенной ими космологической концепции. Важно при этом, что используемые суфийские термины получают иное осмысление. Например, «манифестация» у суфиев (таких как аль-Джами) — акт творения, то у бахаи — само творение. К тому же, Бахаулла, как правило, использовал не этот термин (tajalla), а скорее «эманация» (ishraq, zahara).

Творение, как выразился Бахаулла и повторил Абдул-Баха, «никогда не начиналось и никогда не закончится» [16, XXVI, p. 61; 8, p. 220]. Целью такого постоянного творения является познание Бога [12].

В утверждении сына Бахауллы проявляется определенная нетривиальность космологии бахаи. Как и в других авраамических религиях, Бог рассматривается как Творец Вселенной. Однако Вселенная понимается как не имеющая начала и конца, то есть бесконечная и вечная. Существование вечно и непрерывно, поэтому Вселенная не придет в беспорядок и не окажется разрушенной [1, с. 127]. Таким образом, в космологии бахаи нельзя буквально говорить об акте, этапах или длительности творения. Аллегорическое толкование писаний бахаи относят не только к своим священным текстам, но и писаниям иудаизма, христианства, ислама, зороастризма, индуизма и буддизма. Поэтому такие выражения, как «дни творения», «конец света», «ад и рай» и т.д. рассматриваются как символы. Соответственно эсхатология бахаизма не предполагает «конца света», «судного дня» и т.п., что характерно для авраамических религий.

Креационизм бахаизма, при котором «творение никогда не закончится» можно назвать стремящимся к согласованию с идеей эволюции. Однако здесь эволюция понимается лишь как развитие сотворенного мира и не предполагает, например, идеи изменения видов или происхождения человека от животного. Космология, как и все вероучение бахаи, характеризуется сциентизмом [13], однако Абдул-Баха о господствующей сегодня теории эволюции отзывался как об ошибочной, к пониманию чего, по его мнению, ученые придут в будущем. Здесь же можно отметить и тот факт, что можно назвать не имеющими сегодня достаточного и широко признанного научного обоснования представления бахаи о трансмутации элементов [14] и существовании живых существ на иных планетах [16, p. 162-163].

Итак, идея эволюции задает прогрессивное, линейное понимание истории в вере бахаи [15]. Однако идея Манифестаций (лежащая в основе концепции Вечного Завета) дополняет эту линейность циклическим компонентом. Здесь речь идет о неких циклах пророков, в частности, цикле Адама и цикле Бахауллы. При этом посланники Бога рассматриваются как подтверждающие сущность учения предыдущих и являющиеся их своеобразным «вторым пришествием», но приносящие социально-этическое учение, соответствующее духу времени.

В этом совмещении цикличности и линейности видится характерное для персидских мистиков разделение времени на объективное, земное (zamanafaqi) и субъективное, духовное (zamananfusi). Как отмечает узбекский исследователь Б. Сидиков, наиболее развитые идеи о цикличности времени в исламе встречаются у исмаилитов [7,с. 122], которые, по мнению ряда исследователей (П.Л. Бергер, И.В. Базиленко), оказали влияние на Баба. В этом смысле суфии и исмаилиты противостояли средневековой мусульманской философии, согласно которой из конечности вещей следовала и конечность времени (аль-Кинди [7, с. 123]). Поэтому для бахаизма характерна ориентация в будущее (в частности, на построение «Нового мирового порядка Бахауллы» и ожидание следующего пророка).

В заключении можно сказать, что космология веры бахаи характеризуется плюрализмом, иерархичностью, символизмом и определенным сциентизмом. По вопросу о нетривиальности космологической концепции бахаизма в бахаиведении в зависимости от ориентации авторов сложилось две позиции: согласно первой, космологические представления бахаи представляют собой заимствование суфийских, исмаилитских, шейхитских [16]и даже неоплатонических [17] (М. Фостер [15]) утверждений либо их ревизию; согласно второй, космология бахаизма принципиально отлична от исламской и представляет собой достаточно независимую и оригинальную концепцию.


Литвинчук Валерий

http://www.spiritualportal.ru/viewtopic.php?p=6222#p6222

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.
Жалюзи дерево горизонтальные готовые купить. Жалюзи металлические горизонтальные характеристики.; обручальные кольца интересные; видеостена 4x4