Агромир
Агромир
Сельское хозяйство является отраслью народного хозяйства, которая направлена на обеспечение населения необходимым продовольствием и на получение сырья для... читать далее »
Новости Агромира
08.02.2010 21:09

Корова не в тягость. Агромир.

Корова не в тягость
При поддержке властей подворья стали для крестьян делом доходным и необременительным.
В Успенском районе Кубани поголовье живности в ЛПХ не сокращается, а растёт. Здешние крес­тьянские подворья становятся главными кормильцами не только пенсионеров, но и молодых семей. Местные жители на собственном опыте убеждаются: нет нужды искать работу вдали от дома, если те же деньги теперь можно получать, не выходя за пределы собственной усадьбы. Такая возможность у успенцев появилась после того, как в станицах и хуторах власти создали разветвлённую сферу услуг для владельцев бурёнок, хрюшек и хохлаток.

Хутор городского типа


Роман и Ольга Наймушины из хутора Весёлого поженились 14 лет назад, когда оба ещё работали в местном племовцесовхозе - она бухгалтером, он механизатором. Тогда будущее казалось обоим небогатым, но надёжным. Их компактный хуторок, созданный полвека назад как посёлок городского типа, - это аккуратные улочки с домами-близняшками на два-четыре хозяина, порой двухэтажными, с палисадниками под окнами и крохотными дворами, куда коровам и свиньям путь заказан. Копытных здесь держат скопом в одном месте - за хуторской окраиной, где пестреет галерея сараюшек. Как получившему награду за службу в «горячей точке», Роману совхоз предоставил квартиру, где молодая семья намеревалась жить долго. Но хозяйство стало разваливаться.

- Случилось это, когда я была в декрете: друг за другом у нас родилось два сына - Артём и Роман, - вспоминает Ольга. - А следом за развалом совхоза новая беда - страшное наводнение 2002 года, весь посёлок накрыло. Представьте: работы нет, жильё надо восстанавливать, снесённые хозпостройки заново ставить.

Наймушины тогда сочли за благо перебраться в квартиру мамы Ольги Ивановны. Ветеран войны Маина Николаевна жила одна в трёх комнатах, у неё отдельный двор. Вместе отремонтировали жилище, завели птицу, а в простенький сарайчик за околицей привели корову. Чтобы существовать самим и растить детей, этого было, разумеется, мало. Муж отправился на заработки, сперва в соседний Армавир, затем на черноморское побережье.

- Корову я быстро оценила: дети сыты и копейка в кармане. Часть удоя продавала. И подумала: а что, если сарай расширить и ещё пару бурёнок туда? Глядишь, и мужу занятие найдётся. А то он там, а семья здесь - не дело.

В ту пору на Кубани как раз стартовала программа поддержки сельских подворий. Наймушины взяли в Россельхозбанке льготный кредит и купили двух коров в соседнем сельхозпредприятии. Погасив его, взяли новый, побольше, и приобрели уже породистых нетелей через «Кубаньплемподдержку». Сейчас в их сарайчике за околицей пять высокоудойных коров, которые поставляют на семейный стол молоко, творог, масло, а кроме того - в бюджет Наймушиных по 16-17 тысяч дохода в месяц. Искать заработки за тридевять земель при таких деньгах нет острой нужды.

Корова не в тягость

Ольга утверждает, что ставку на молочный источник они с мужем сделали не от безысходности, а из-за очевидных преимуществ мини-фермы. Она молодой семье не в тягость. Потому, считает хозяйка подворья, что все желания владельцев живности власти словно разгадывают и берутся исполнять: «Только подумаешь, а оно в хуторе уже появилось». Появилось множество услуг, которые облегчают труд крестьянина, удешевляют его затраты, а выращенную в ЛПХ продукцию повышают в цене. Часть этих услуг платные, но они того стоят, удостоверилась Ольга. Другая часть - безвозмездная поддержка владельцев подворий.

Я первым делом спросил про сохранность скота за околицей. Ведь в большинстве племсовхозных поселений крес­тьянская живность истреблена подчистую по причине разгула воровства. Может, Наймушины ночуют в коровнике вместе со своими голштинами?

- Ничего подобного, - возражает Ольга. - Администрация хутора организовала ночные дежурства дружинников вместе с участковым. Они следят за порядком на улицах, на хоздворе. Конечно, и мы бдительности не теряем: собак в коровнике держим. Но ни одного случая кражи не было.

Пастбищный сезон в Весёлом с начала весны и до декабря. Пастуха хуторяне избирают на мартовском сходе и тоже при участии представителя хуторской власти. Последний приносит проект юридически выверенного договора, в котором обозначены все нюансы: время и место сбора стада, встречи коров на вечерней заре, оплата труда нанятого человека (в минувшем сезоне 200 рублей с головы в месяц), его ответственность за пропажу живности. Результат - никаких серьёзных инцидентов за много лет.

- Жом с Успенского сахарного завода нам выдают бесплатно, - продолжает загибать пальцы Ольга. - Достаточно показать справку администрации поселения, что ты - владелец ЛПХ. Но мы до того обленились, что сами не ездим на завод. Скинулись четыре семьи по сотне на трактор («Беларус» с тележ­кой из хуторской администрации стоит 240 рублей за час), а механизатор уж сам смотается в райцентр, привезёт три тонны и свалит в общую ёмкость на хоздворе.

А за комбикормом теперь и в райцентр ездить не надо. Его по настоянию властей продают со склада хуторского продмага. Для разной живности свой: для птицы один, для свиней другой, для коров третий, каждая партия с подробными инструкциями. Там же отруби, жмых. Всё от местных производителей. А потому по божеской цене. От косарей, предлагающих сено, тоже отбоя нет. В прошедшем году продавали от полутора рублей за кило и дешевле.

- И со сбытом всё наладилось, когда в соседней Николаевской появился молочный модуль по краевой программе поддержки ЛПХ, - завершает перечень Ольга. - Теперь прежние трёхдневные паузы в приёмке вспоминаю, как страшный сон. Каждое утро в 7.30 удой уже сдан и я свободна. Цена за литр базисной жирности поднялась до девяти с половиной рублей. А мои красавицы на сухих кормах сейчас нагнали жир до 4,8-4,9. Это значит, за тот же литр получаю 13.40. Вполне подходяще.

На лекцию к профессору

Общаясь с супругами Наймушиными, знакомясь с их двором, я не переставал удивляться. У молодых владельцев подворья много нажитого собственной смекалкой и умелыми руками. Скажем, поразил самодельный тракторёнок, который смастерил изобретательный Роман, используя движок и некоторые узлы купленного за пять тысяч старого «Москвича». А как не восхититься моделью мотоблока, к которой хозяин усадьбы прикрепил сиденье на колёсах: «Надоело пешком по огороду ходить, теперь буду кататься, а заодно пахать и окучивать». Но ещё больше здесь оказалось такого, чего без посторонней помощи постичь невозможно. Наймушины, например, своих коров никогда не водят к быкам, а непременно вызывают осеменатора. Они перешли на закупки исключительно племенной живности, хотя она стоит вдвое дороже обычных хуторских бурёнок. Приобретённый скот страхуют, не жалея затрат…

- Так мы же учимся, - подсказала ответ Ольга Ивановна. - Каждую зиму в райцентр приезжают профессора-аграрии из Краснодара с лекциями для владельцев ЛПХ. Глава хутора даёт нам автобус - и к ним. Чего только не переняли от учёных. Каких только новшеств не испробовали.

Из удобных технических новинок, про которые узнали на лекциях, супруги продемонстрировали купленный кормоцех «Фермер», который мелет всё, вплоть до корнеплодов и кукурузы вместе с початками, а также аппарат машинного доения.

- За счёт подсобного хозяйства можно нормально жить, если, конечно, не спать до обеда, - сказала на прощанье Ольга Ивановна. - У нас в хуторе даже женщины без мужей сейчас коров держат: вполне по силам.


http://www.krestianin.ru




© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.