ВКЛ
Википедия
Великое княжество Литовское
Великое княжество Литовское — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белорусси... читать далее »
Статьи по истории ВКЛ
01.04.2014 22:26

Как пан Потоцкий взял в жены дважды вдову и задолжал три миллиона. Великое княжество Литовское.

Как пан Потоцкий взял в жены дважды вдову и задолжал три миллиона
Кшиштоф Потоцкий женился во второй раз уже не юношей. Все-таки 52 года - это возраст. Впрочем, это стало для него своеобразной традицией: первый раз женился в 43 на вдове, а новая его супруга была вдовой дважды. Избранницей Потоцкого стала Елизавета Раецкая. Но тогда, в 1652-ом, он никак не предполагал, что в качестве приданного получит огромные финансовые проблемы и станет просить короля о помощи.
Бурные военные годы, политические интриги, едва ли не крах всей государственной системы, бросали Кшиштофа Потоцкого то в судейское кресло, то в седло. Поэтому о судебном процессе над его благоверной и, соответственно, самим он узнал несколько позже, нежели следовало. А когда узнал, то даже трудно себе представить что пережил.
Просто несколько цифр: скарбовая комиссия насчитала поступлений в казну Речи Посполитой в 1661 году на сумму 1.073.273 злотых. А претензия к семейству Потоцких составила 3.296.365 злотых. Тут уж действительно было о чем беспокоиться.
Началась эта запутанная история еще задолго до 1652 года. Как и во многих странных историях тех времен (да и не только тех), причиной всему были деньги и недвижимость. В 1634 году Здитовецкое имение было пожаловано тогда еще стольнику Гедеону Михаилу Тризне. Этот человек отличался недюжинной финансовой смекалкой. Оттого и достиг впоследствии высоких должностей, дослужился до подскарбия ВКЛ.
Занимался Гедеон Михаил также коммерцией. А в своих операциях нередко обращался к помощи своей сестры, настоятельницы женского монастыря св. Варвары в Пинске. Теперь уже трудно сказать, каким образом в документах появилась удивительная сумма, и не были ли обязательства Тризны перед монастырем просто «бумажной суммой», однако задолженность перед монастырем оказалась просто огромна. После смерти настоятельницы монастыря Ефросиньи Тризнянки и, главное, после кончины пана Гедеона Михаила в 1652 году, новая настоятельница монастыря Иоанна Оранская подала иск вдове подскарбия на сумму в 800.000 злотых. И как раз в этом же году вдова чиновника вышла замуж за Потоцкого.
Потом была война. Пострадал монастырь. Пострадали имения Потоцких. Но уже к 1662 году начались новые процессы. Правда толку от них было мало, в 1662 Потоцкий и сам заседал в трибунале. А какие-то нелепые требования считал чепухой. Только ситуация снова изменилась: как только начались военные успехи встал вопрос о соблюдении закона. Ну а кто осмелится обижать и без того обнищавших монахинь. Варваринский монастырь получил благосклонные для себя решения суда. А по существовавшей в те времена практике, в случае невыполнения ответчиком судебного решения сумма вырастала троекратно. Так довольно странные 800.000 утроились. Ну и добавились еще проценты за без малого 13 лет. А самое главное, это настоящая беда с имуществом – вся недвижимость оказалась под угрозой.
Потоцкий бросился к королю. Суть его обращения сводилась к нехитрому тезису о произволе судейских и монахинь. Ведь пока одни кровь свою проливают за Отечество, другие отнимают последнее. Эмоциональное обращение к королю возымело действие. Кшиштоф Потоцкий получил королевский лист трибуналу, в котором отмечалась его храбрость и самопожертвование во имя Родины, а также предлагалось дело отложить на неопределенный срок, пока в государстве не восстановится порядок.
Трибунал, получив через поверенного Потоцкого королевское письмо, оказался в затруднительном положении. Ведь неявку Потоцкого в суды сам король признавал извинительной – война и служба. Из некоторого ступора трибунал вывел поверенный монахинь. Он сразу расставил точки над i. По его мнению, Потоцкий был вообще ни причем. И дело касалось исключительно монастыря и Елизаветы Раецкой, ныне Потоцкой, но бывшей Халецкой и бывшей Тризне. Она одна являлась ответчицей. С нее, соответственно, и весь спрос.
Такой ход вполне устроил трибунал. Теперь никто не мог говорить о расправе над героем войны. Ведь речь шла только о наказании обидчицы бедных монахинь. К слову сказать, откуда у монастыря, который не мог похвастаться особенным богатством, оказалась астрономическая сумма, которую отдали в долг соседям, тоже никто не поинтересовался. Да и вряд ли после всех бед и разорений, которым подвергался Пинск, какие-то документы подтверждающие сумму долга остались. Тем не менее, 9 ноября 1665 года 3.296.365 злотых было присуждено в пользу монастыря с Потоцкой, а вот мужа ее оставили в покое.
Елизавете Раецкой оставалось два возможных выхода из создавшегося затруднительного положения. Оба были не из приятных. В первом случае следовало пойти на мировую сделку с монастырем. А это значило отказаться от некоторых имений, и в первую очередь от Здитовецкого имения. Что означало существенные финансовые потери. Во втором случае следовало заручиться поддержкой супруга и продолжать тяжбу. Случаи, когда трибунал отменял свои прежние декреты, были. В том числе и когда истцом выступала духовная организация. Но и этот путь был чреват изрядными финансовыми потерями. Окончательно спор между монастырем и Раецкой так и не был урегулирован к обоюдному удовлетворению.
По сути, традиция присуждать к выплате неадекватные суммы ни в коем случае не пошла на пользу истцов. А несколько гротескная ситуация с долгом Потоцких только добавляла скептического отношения к решениям судебной власти.


http://ru.delfi.lt/vkl/history/kak-pan-potockij-vzyal-v-zheny-dvazhdy-vdovu-i-zadolzhal-tri-milliona.d?id=64274870#ixzz2wWqbpe49

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.