Ряд деятелей стараются нас приучить к мысли, что Россия — лишь мировая бензоколонка. Но данный стереотип опровергнут последней статистикой. Да, сырьё — важная статья экспорта, но лишь один из конкурентоспособных на глобальном рынке отечественных товаров, в числе которых большая часть — несырьевая и «умная» продукция. Доля её, как ожидают власти и подтверждают эксперты, будет расти и дальше. Кроме нефтегазового сектора, и другим отраслям экономики РФ по силам бросить перчатку. Во многих странах мира можно встретить наши атомные электростанции и продукты машиностроения, самолеты и корабли.
В планах — кардинально увеличить за следующую пятилетку экспорт несырьевых товаров и услуг. И для их выполнения разработана программа поддержки российской высокотехнологической продукции и импортозамещения.
О необходимости существенно изменить тенденцию заговорили не вчера. В 2014-м несырьевые поставки, — включая услуги, уже превысили половину из «вывезенного» — 51,5%. В 2013-м объём такого экспорта — $251 млрд. В 2014-м — уже $286 млрд. из полумиллиарда. Планы роста этих цифр выполняются. Программа Минэка: к 2020-му достичь в несырьевом экспортном сегменте цифры $467 млрд. — базовый сценарий; $513 млрд. — оптимистичный.
Традиционно силён отечественный экспорт «не сырых материалов» в части продукции обороной и атомной отраслей, авиационной и ракетно-космической промышленностей. Атомная энергетика — высокотехнологичная отрасль, где РФ — традиционный мировой лидер, и, несмотря на попытки развалить её, не лишилась преимуществ. И технологические прорывы — отличительная черта «Росатома», притом, не только в сфере энергетики и строительства реакторов. Эта отрасль по многим позициям «локомотив» экономики, дающий загрузку «смежникам».
Среди действующих партнёров российского атомного концерна — Белоруссия и Бангладеш, Венгрия и Вьетнам. Сотрудничает «Росатом» с Ираном и Индией, Китаем, Турцией и Финляндией. Недостаточная загрузка отрасли — не про мирный российский атом. К 2020-му планируется сооружение турецкой АЭС мощностью около пяти тысяч мегаватт. В Белоруссии станция будет возведена в 2018-м, в Финляндии — в 2024-м. В 2014-м заключены договоры о сотрудничестве в области мирного атома с Алжиром и Аргентиной. Развивается международное сотрудничество в сфере радиационных технологий.
Но на этом «Росатом» и другие отечественные предприятия останавливаться не собираются. На очереди — Алжир, Бразилия, Казахстан, ЮАР. Запущен проект «Прорыв», результатом которого будут реакторы нового поколения. В 2017-м вступит в строй производство уран-плутониевого топлива, новые реактор и модуль переработки топлива, которое будет очень востребованным в мире, в первую очередь — в Китае. Впрочем… Занимается Россия и вывозом нефтепродуктов, уже переработанного сырья. ТЭК страны даёт более трети несырьевого экспорта, порядка $22 млрд. Развивается и неатомное энергомашиностроение.
Растут внешние продажи программных продуктов. И не только такими отечественными «монстрами», как ABBYY, Kaspersky, Yandex, но и «малышами». Об этом не без гордости сообщают разработчики. В этой категории позиции РФ устойчиво растут, наше программное обеспечение, несмотря на противодействие заокеанских конкурентов, стоит на компьютерах многих стран мира.
Значимая статья наших поставок за границу — вооружения и военная техника (ВВТ), идущие пока в 62 страны, но вскоре число партнёров увеличится до 91-го. В 2014-м экспорт военных вооружений превысил отметку в $50 млрд., увеличившись на треть в постсанкционную эпоху. Доля отечественного ВВТ на глобальном рынке — 27%. Эксперты уверены, что промышленности по силам расширить рынок в случае интенсификации работы с компаньонами. Портфель экспортных заказов-2015 — свыше $50 млрд. Особенно плотно наши «оборонщики» работают с юго-восточными коллегами, например, с Индией.
Не без труда удалось сохранить лидирующие позиции в военном авиастроении, но удалось. Задача — вернуть их и в гражданском авиастроении, на что даёт надежды «Сухой Суперджет-100», две дюжины которых уже купили египтяне, а три десятка — мексиканцы. Интерес к самолету проявляет Китай. Легендарный Ан-2 сменит «кукурузник 2.0». Среднемагистральный МС-21 — нарасхват, подписано уже 175 контрактов на его поставку с предоплатой. Экспорт нашего транспортного машиностроения растёт, надежды по гражданской авиации направлены на партнёров из СНГ, Восточной Азии, Ближнего Востока.
Страна наша богата и металлами, что вывело эту отрасль в лидеры по снабжению иностранных партнёров, металлопродукция — 12% нашего несырьевого экспорта. Планируется и в будущем наращивать объёмы поставок данной и иной продукции металлургии. Корпорация ВСМПО-АВИСМА — первый поставщик титана для «Эйрбас» и второй по объёму — для «Боинга». Кроме того сырьевая база страны позволяет вывозить драгметаллы для «ювелирки» и промышленности. Но здесь требуется серьёзное развитие, так как большая часть драгоценных металлов и камней РФ вывозится в необработанном виде. В 2014-м было экспортировано этих товаров на $10,1 млрд., но эта цифра может быть увеличена почти вдвое при господдержке.
Агропромышленный комплекс: здесь главная статья нашей внешней торговли — удобрения. «Уралкалий» — крупнейший на планете производитель «профильных» удобрений, его вклад в прошлогодние поставки за кордон минеральных удобрений на $11 млрд. значителен. Физический объём мировой торговли неорганическими соединениями возрос за семь последних лет на четверть: выросли сельхозпотребности развивающихся стран. Эта ниша занята Россией, использовавшей кризис–2008 себе на пользу. Наши удобрения конкурентоспособны, так как в стране имеются все виды сырья для них. По планам, РФ не собирается сбавлять набранный темп, планируется увеличение поставок удобрений в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.
В экспортной корзине России немало продукции пищепрома, и к 2020-му ожидается рост поставок за рубеж, особенно зерна — в Северную Африку, для чего в Египте строится специальный хаб. Резервы для роста урожая в РФ есть и весьма значительные. По рыбе наша страна — в тройке крупнейших поставщиков. Задача здесь — перейти с экспорта замороженной рыбы на рыбопродукцию высокой степени переработки, что даст заметный денежный эффект.
Расширение и углубление несырьевого российского экспорта — задача, безусловно, амбициозная, но если не ставить перед собой таких целей, можно остаться «глобальной бензоколонкой». Так что, работа идёт в правильном направлении. Власти России намерены приумножить продажу нашей продукции за рубеж. К увеличению таких поставок на 6% каждый год на прошлогоднем ПМЭФ призвал Президент. В свою очередь МЭР подготовил «дорожную карту», по которой к 2018-му несырьевой экспорт обязан достичь $340 млрд. Для этого нужна всесторонняя поддержка экспортёра, построение системы продаж. И шаги в этом направлении делаются. Статус сырьевого придатка развитых экономик – это уже не про Россию. И чем дальше, тем больше.
http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/4347/?rid=2