ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Новости по истории Великой Отечественной войны
25.01.2013 00:55

В Музее обороны Ленинграда хранятся более сотни неизвестных дневников жителей блокадного города. Великая Отечественная война.

В Музее обороны Ленинграда хранятся более сотни неизвестных дневников жителей блокадного города
Дневники и письма блокадников пылятся в архивах 70 лет. Уникальные документы, представляющие огромную ценность для истории города, до сих пор не оцифрованы. Они доступны только музейным работникам и историкам.
На листах календаря нетвердой рукой Коля Васильев вывел историю смерти родственников и соседей. Таких дневников в Музее обороны Ленинграда - больше сотни. Инженеры, директора заводов, военные, простые горожане описывают повседневный быт в блокаде день за днем.
Мария Марченко, корреспондент: «Эти дневники принесла совсем недавно, накануне 18 января, Дня прорыва Блокады, учительница. Но бесценные записи обречены храниться в архиве, читать их будут только музейные работники. Чтобы оцифровать, а тем более издать дневники, у бюджетной организации нет денег».
Каждая запись уникальна. В потертой тетради - рисунки, стихи и песенки, которые придумывали папа и сын, греясь по вечерам у буржуйки. В этом альбоме - зарисовки интерьеров Эрмитажа. Девочка пряталась в музее во время бомбежек и рисовала. В дневнике цензора забавные цитаты из писем блокадников на Большую землю - один из авторов называет пианино «комодом с зубами». Самые пронзительные строки, конечно, о голоде.
Константин Мосолов, заместитель директора Ремесленного училища по воспитательной работе, 1943 год: «В квартире гуляет ветер. Хозяйки нет. Она в больнице умирает, умирает от дистрофии. Зато «Леля» - продавщица налилась, как помидора, разоделась в каракули, модельные туфли и сверхмодную шляпу. Нужно было на время голода определить продавцами тех, кого в первую очередь нужно спасти. Не воровали бы и остались жить».
Лев Ходорков, главный инженер ГРЭС №8, 10 января 1942 года: «Вчера у соседнего с нашим домом № 27 по Саратовской неизвестный в 8-30 утра ударом по голове убил девочку 11-12 лет, шедшую из булочной с хлебом, вырвал хлеб и скрылся».
Светлана Неклюдова, цензор: «Утром 1-го мечтала подольше поваляться в кровати, почитать, отдохнуть, но нахальные немцы (совсем обнаглели) без предупреждения, как ударили снарядом в дом 27, аж дом наш заходил и кровать моя стала заниматься утренней зарядкой».
Саша Морозов, 12 лет. 10 ноября 1941 года: «Вчера мы жили на дурандовом хлебе, да и хлеба было немного. Сегодня будет жить немного лучше. Хлеба больше и мама, может, привезет мясо. Но есть и минус: совсем нету конфет».
Библиотеки уже давно переводят редкие книги в электронный вид. В Музее обороны Ленинграда специалистов, которые могли бы заниматься такой работой - нет. Ирина Муравьева по собственной инициативе перепечатывает рукописи по выходным и во время отпуска.
Ирина Муравьева, старший научный сотрудник Музея обороны Ленинграда: «Кричать хочется: «Нужно издавать дневники!». За каждым дневником - судьба человека, судьба города».
В Президентской библиотеке имени Ельцина сканируют Книгу памяти, в которой имена всех горожан, погибших в блокаду. На компьютерах художники по миллиметру восстанавливают цвет пожелтевших от времени страниц. Требования к оцифровке жесткие. Перевести в электронный вид могут и воспоминания ленинградцев, причем бесплатно.
Валентин Сидорин, руководитель пресс-службы Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина: «Если нам что-то принесут на оцифровку и это будет представлять ценность для коллекции библиотеки, это ничего не будет стоить».
Не потребует денег и «Лениздат». Читательский интерес к мемуарам огромный. Весь тираж «Дневника Лены Мухиной», который школьница вела в осажденном городе, раскупили сразу. Коричневую тетрадь в коленкоровой обложке историки нашли в Центральном архиве литературы случайно. О том, что такие же сокровища есть в Музее обороны, издатели даже не догадываются.
Наталия Соколовская, писатель, редактор издательства «Лениздат»: «Можно же сказать, что есть такие дневники, пригласить нас, мы бы пришли и отобрали бы то, что интересно. Это, конечно же, можно напечатать. О том, что это хранится должен знать не только музей, но и издатели, правительство. Нужно не ждать, когда к тебе придут, а написать об этом, рассказать».
Сотрудники музея надеются, что их руководству и издателям удастся договориться. Ирина Муравьева уже нашла дневники, которые необходимо обнародовать в первую очередь. Среди них листки из календаря 1942 года, на которых Коля Васильев прощался с семьей и знакомыми.

http://www.topspb.tv/news/news15108/

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.