Сегодня Кубок мира по шахматам в Ханты-Мансийске лишился, пожалуй, одного из самых ярких своих участников, Шахрияра Мамедъярова. Азербайджанский гроссмейстер запомнился своей уверенной игрой, настроем на победу и по-настоящему, спортивной злостью. Шахрияр Мамедъяров является единственным участником Кубка мира, который не сыграл ни одного тай-брека, решая задачи выхода в следующий круг в «основное время». Но именно в «основное время» и закончился его матч с Сергеем Карякиным и, к сожалению, для него, не в его пользу.
Азербайджанский гроссмейстер также был и единственным участником Кубка мира, который по договоренности не общался с представителями СМИ, всецело посвятив свое внимание исключительно шахматной составляющей. Но после поражения от Карякина, держать молчание уже не было смысла, и Шахрияр Мамедъяров впервые появился в пресс-центре и провел свою первую и последнюю пресс-конференцию на Кубке мира.
«Я сыграл хорошую партию и думаю, что получил перевес, - делится своими впечатлениями о последней ничейной партии Шахрияр Мамедъяров. – Я не сделал ход "конь d5", после которого сразу выигрывал бы. Но когда он сыграл "ладья e6", я почему-то сыграл "ладья e2". Я знал, что ход конем на d5 выигрывал партию и когда его не сделал, очень расстроился. Тем не менее, и дальше имел перевес, но когда после выигранной позиции получаешь лишь лучше, то чувствуешь себя не очень. Не понимаю, почему я не сделал тот ход, который приводил к моей победе».
Говоря в целом о своем выступлении на Кубке мира Шахрияр Мамедъяров отметил, что готовился к нему очень серьезно. «Я очень надеялся выиграть Кубок мира, после чего получить право играть в Матчах претендентов, - сказал Шахрияр Мамедъяров. – Со мной в Ханты-Мансийске был мой друг и менеджер Рустам Наджафов, который очень сильно мне помог. У нас был очень серьезный режим, каждый день мы хорошо готовились. Более того, когда мы стали чемпионами Европы, я отдыхал один день, после чего сразу начал готовиться к Кубку мира, так как я знал, что это очень важный турнир. С Карякиным я, наверное, играл 20 партий и все время у меня получается с ним выигрышная партия, но не побеждаю. Почему-то с ним мне не везет. Даже вчера у меня с ним получилась ничейная позиция, но я сделал один неверный ход и проиграл. Несмотря ни на что, в этом турнире я чувствовал себя очень хорошо и был готов его выиграть. Жаль, что все так получилось. Мне кажется, в десяти сыгранных партиях, я лишь однажды получил плохую позицию, и это было во вчерашней партии с Карякиным. От этого и обиднее, потому, что весь турнир играл очень хорошо».
На вопрос корреспондента extratime.az о том, сказалось ли в игре против Карякина отсутствие опыта игры в плохих позициях на Кубке мира, Шахрияр Мамедъяров ответил: «Согласен, что на протяжении того или иного турнира, шахматист получает проигранную или плохую позицию и в первых восьми партиях у меня такого не было. В первой партии с Карякиным я как раз и имел плохую позицию и проиграл. Мне кажется, что мне не повезло. Два раза на Кубке мира я находился с отцом и он мне перед партиями всегда говорил, не важно каким цветом ты играешь, играй на победу. В результате я много рисковал и поэтому в первых двух Кубках мира играл плохо. Здесь же мой менеджер сказал по-другому: «Играй на ничью, если не получится, то играй на победу». Это идея мне понравилась больше. Просто так получилось, что Карякин не упустил свой шанс».
На пресс-конференции также отметили, что азербайджанский финал мог бы стать красивой идеей. «Кубок мира для азербайджанских шахматистов начался не самым лучшим образом. Думаю, что Теймур Раджабов не должен был проигрывать Сакаеву, - считает Шахрияр Мамедъяров. – Конечно же, я был бы рад играть в финале с Вугаром Гашимовым. Надеюсь, что Вугару удастся выиграть. Это очень важно для нас. Вообще же трудно сказать, что кто является фаворитом. Сейчас на Кубке мира остались все «2700-тники», все представители элиты и любой из них может выиграть. Но все же, надеюсь, что Вугар сможет здесь выиграть, для азербайджанских шахмат это будет большой успех».
Стоит отметить тот факт, что не последнюю роль в поражении Шахрияра Мамедъярова сыграло и то, что на Кубке мира он играл без секунданта, в то время как у Сергея Карякина их было двое – Юрий Дохоян и Александр Мотылев. Азербайджанский шахматист признал, что секунданта в Ханты-Мансийске ему не хватало. «Конечно же, я чувствовал нехватку секунданта. В ходе Кубка мира к каждой партии я готовился на протяжении 2-3 часов, - рассказывает Шахрияр Мамедъяров. – А перед встречей с Сергеем Карякиным у меня был выходной день и я готовился на протяжении восьми часов, на в течение которых которых мне удалось изучить все партии, которые я с ним сыграл. Думал, что особых проблем у меня с ним возникнуть не должно. Чувствовал себя уверенно и играл быстро. Затем он сделал такой ход, который я не смотрел дома. Думаю, что этот ход он готовил заранее. Хотя тот вариант я не играл лет пять и его он, наверное, готовил для другого соперника. В результате я оказался не готов к новинке. Так что это хорошо, если кто-то помогает, а ты в это время отдыхаешь. Если бы я не был уставшим после вчерашней партии, то думаю, что сегодня я бы выиграл. Все же придется смириться с той мыслью, что надо искать секунданта».
«Я не хотел играть тай-бреки, так как они отнимают много сил, - продолжил Шахрияр Мамедъяров. – На этом турнире я чувствовал себя хорошо здесь, как в физическом плане, так и в шахматном плане. Может быть, это была моей ошибкой, когда не играл с Лазничкой белыми на победу. Хотя с другой стороны после победы в первой партии, рисоквать белыми тоже неправильно. После белой партии с Лазничкой я себя чувствовал как-то не комфортно, сбился какой-то кураж. Когда у меня было пять побед из пяти возможных, я стоял лучше черными против Ван Хао и в этот момент тоже стал играть не лучшим образом и в результате сыграл не точно, после чего пришлось защищаться. Надо играть так, будто это не вторая партия, а первая, то есть без оглядки на результат первой партии».
Известный шахматный обозреватель Илья Одесский не мог не заострить своего внимания на том, что Шахрияр Мамедъяров на протяжении всего турнира отказывался от общения с прессой, поинтересовавшись причинами подобного поведения. «Вы знаете, что я вам никогда не отказываю, - сказал Шахрияр Мамедъяров, обращаясь к Илье Одесскому. – Но здесь я попросил о том, что если есть возможность, то предоставить мне возможность отдохнуть. Просто после каждой партии у меня была намечена физическая подготовка, я занимался здесь каждый день спортом. В противном случае у меня просто не хватало бы времени на подготовку к партиям. Я еще и плавал каждый день. Вообще здесь очень хорошо отдыхал и занимался, чувствовал, что смогу выиграть этот турнир».
Отметим, что если Вугар Гашимов продолжит выступление на Кубке мира, то Шахрияр Мамедъяров не останется в Ханты-Мансийске. «Если я здесь останусь, это не значит, что это ему поможет. А мне надо домой и готовиться к следующему турниру. Надо забыть о партиях с Карякиным. На протяжении всего турнира я играл здорово, но последние две партии испортили мне турнир и настроение. Поэтому я не могу занести этот турнир себе в актив. Буду работать над собой, чтобы выиграть следующий турнир – командный чемпионат мира».
Дабы хоть как-то поднять настроение Шахрияру Мамедъярову ведущий пресс-конференции Берик Балгабаев предложил вспомнить победу сборной Азербайджана на командном чемпионате Европы. «Кому пришла идея того, чтобы я играл на четвертой доске? Я сам ее предложил. Мне казалось, что в матчах с сильными соперниками, на четвертой доске у нас всегда проблемы. Поэтому подумал, что в тяжелых матчах могу при необходимости играть черными, в то время, как третья наша доска сыграет белыми. Сначала, конечно, мою идею восприняли не совсем серьезно. Но спасибо нашему капитану Зурабу Азмайпарашвили, который поддержал мою инициативу. Для нас очень важно, что Зураб Азмайпарашвили для нас является, прежде всего, другом. Было очень важно то, что мы могли ему все говорить. Он всегда нас выслушивал и готов был во всем помочь. Буду очень рад, если он продолжит с нами работать».
Шахрияр Мамедъяров не без улыбки вспомнил, какой эффект произвела в Азербайджане победа на командном чемпионате Европы. «Признаться, мы даже не ожидали, что нас будут так встречать в аэропорту поздно ночью. Сразу чувствовалось, что мы стали чемпионами Европы. Представляю, если кто-то из наших шахматистов станет чемпионом мира, что у нас будет твориться. Нас также поздравил и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В командном виде спорта это самый большой успех для Азербайджана. В январе же мы постараемся стать и чемпионами мира».
Несмотря на вылет из Кубка мира, входящим одним из отборочных этапов в чемпионском цикле, Шахрияр Мамедъяров не оставляет надежды побороться за мировую шахматную корону еще в этом чемпионском цикле. «Практические шансы еще остаются. Надеюсь, что Вугару удастся здесь выиграть, а Гран-при выиграет Теймур Раджабов, то я попаду в Матчи претендентов, как номинант, - заметил Шахрияр Мамедъяров. – Если даже не получиться в этот раз, то попробую в следующий. Знаю, что сам виноват, долго не занимался. Сейчас же, когда начал заниматься, хочется, конечно же, побороться за чемпионскую корону».
Кстати, находясь здесь, Шахрияр Мамедъяров успел даже походить в местный кинотеатр и достаточно разнообразить свой досуг и также отметил, что с удовольствием еще раз приедет в Ханты-Мансийск на шахматную Олимпиаду.
Т. Тушиев
http://extratime.az/