Спорт
Спорт
Спорт – это деятельность людей, организованная по определенным правилам, которая состоит в сопоставлении их интеллектуальных и физических способностей, а ... читать далее »
Новости спорта
30.08.2009 00:05

«Тогда я был голодным до борьбы». Спорт.

В последние годы Александр играет нечасто, но в минувшие выходные принял участие в представительном турнире, посвященном 200-летию Цюрихского шахматного клуба. После чего дал интервью «Санкт-Петербургским ведомостям»

– Как сыграли в Цюрихе, Александр?

– Считаю, что неплохо: занял пятое место. Компания-то подобралась солидная: Виши Ананд, Владимир Крамник, Веселин Топалов, Руслан Пономарев, Анатолий Карпов, Юдит Полгар и представляющий Швейцарию Вернер Хуг. Турнир был довольно напряженный: все партии игрались в один день.

– Но вернемся на десять лет назад. Ваша победа на чемпионате мира в Лас-Вегасе для многих любителей шахмат стала полной неожиданностью. Ведь в предшествующие месяцы в вашей игре наблюдался спад: вы неудачно выступили на чемпионате страны, потеряли место в сборной России...

– Тут все не столь однозначно. Я действительно переживал тогда то, что называю спадом среднего возраста. Были неудачи, хотя в сборную перестал попадать во многом из-за интриг, вспоминать которые не хочу. Мне уже исполнилось 33, и я решил, что наряду с профессиональной шахматной карьерой стану заниматься и другими делами: писать книги, открою свою шахматную школу. Почти всю первую половину 1999 года я не играл в турнирах и в Лас-Вегас приехал со свежими силами и голодным до борьбы. Это очень помогло мне в сверхнапряженном «нокаут»-чемпионате.

– Через полтора года на следующем чемпионате в Дели вы играли очень хорошо и вполне могли защитить свой титул. Но в четвертьфинале на вашем пути встал нынешний чемпион мира индиец Вишванатан Ананд...

– Виши – очень хороший человек, у нас давно сложились приятельские отношения. Но играть против него мне тяжело. В спорте есть такое понятие «неудобный соперник». Правда, в Цюрихе я сыграл с ним вничью черными, причем, что называется, с позиции силы.

– После чемпионата в Дели вы как будто перестали стремиться к крупным достижениям за шахматной доской?

– Это не совсем так, я продолжаю участвовать в соревнованиях. Но понимаю, что у меня мало шансов в той или иной форме повторить тот успех. Шахматы стремительно молодеют, а мне в момент завоевания титула, повторю, было уже 33 года.

– Ваша спортивная карьера продолжается почти четверть века, и за это время многое изменилось в шахматном королевстве. Если раньше имена чемпионов мира были известны каждой домохозяйке, то сейчас даже не все поклонники древней игры знают, кто нынче владеет шахматной короной. Шахматы теряют популярность?

– Я бы не стал утверждать столь категорично. Говорить о падении популярности шахмат можно лишь применительно к нашей стране. У Советского Союза было не так много достижений в различных областях человеческой деятельности. Поэтому те, что имелись, очень широко пропагандировались. Включая, естественно, и успехи наших гроссмейстеров. А это в свою очередь способствовало росту интереса к шахматам. После распада СССР пропагандистские обороты резко замедлились, что во многом и привело к нынешней ситуации. Между тем в ряде других стран популярность шахмат не падает, а, скорее, даже растет. В Индии все знают, кто такой Вишванатан Ананд, а в Болгарии – кто такой Веселин Топалов. Благодаря их победам в этих государствах сейчас появляются новые перспективные шахматисты.

– Явно не идет на пользу шахматам отсутствие сейчас стройной системы розыгрыша звания чемпиона мира.

– Согласен с вами. «Нокаут»-систему, по которой с 1997 по 2001 год разыгрывался высший шахматный титул, нельзя назвать идеальной. Но эта система обеспечивала стабильность, к ней уже успели привыкнуть и гроссмейстеры, и любители шахмат. В результате так называемых Пражских договоренностей от нее фактически отказались. Очевидно, что президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов пошел на уступки Гарри Каспарову, который отказывался участвовать в «нокаут»-чемпионатах. И после этого воцарилась полная неразбериха, практически каждый год появляется что-то новое. Признаюсь, даже мне порой трудно разобраться в бесчисленных нововведениях.

– Довольны ли вы тем, как идут дела в шахматной школе Александра Халифмана?

– Да. В школе примерно сто человек. Столько же занимаются заочно, через Интернет. Считаю, что среди наших учеников есть очень способные ребята.


Беседу вел
Давид ГЕНКИН


http://www.spbvedomosti.ru/

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.