Александр Иванович Васильчиков, потомок древнего княжеского рода, построил этот великолепный дом на бывшем Пречистенском, а теперь Гоголевском бульваре после пожара 1812 года
Леонид РЕПИН, Фото автора. — 08.06.2009
Когда-то на князя Васильчикова, дядю хозяина этого дома, обратила внимание императрица Екатерина II, которой совершенно наскучил ее фаворит граф Алексей Орлов. Сам того не желая, Васильчиков приобрел большую власть при дворе. Даже прусский король Фридрих II в секретном письме своему посланнику при русском дворе настоятельно наказывал тому «заискивать дружбу у нового любимца императрицы».
Однако Екатерина, узнав поближе избранника, пришла к выводу, что он «скучнейший гражданин в мире». Известна даже дата, когда князь Васильчиков был отстранен от исполнения тайных и любезных обязанностей: 1 марта 1774 года. В тот день генерал-адъютантом императрицы был назначен Григорий Потемкин. Ну это уж был совсем другой человек - вокруг него все неслось и дымилось.
А вот сын его племянника, Николай Александрович Васильчиков, живший здесь, хотя по образу своей жизни и слыл человеком скромным, не шумным, стал боевым офицером - храбро сражался. Странно и неожиданно для него самого сложилось так, что он сделался декабристом, членом сразу двух тайных обществ - Северного и Южного. А ведь к самодержавию он относился вполне терпимо, крамолы не замышлял, а вот ведь оказался среди московских декабристов.
В день восстания 14 декабря 1825 года Николая Васильчикова в Петербурге не было, да и в Москве тоже: он возвращался в белокаменную из-за границы. Приехал к родителям вот в этот дом на бульваре 19 декабря, и в тот же вечер к нему заявились друзья-декабристы Ипполит Муравьев-Апостол и Свистунов. Они, несомненно, почувствовали, как над ними сгустились тучи. Что делать, на что решиться - не знали, вот и попросились отсидеться в доме Васильчиковых. А наутро за ними пришли.
Через неделю забрали и самого Николая Васильчикова. Только через двадцать лет он получил от государя прощение и вновь поселился в родовом гнезде. Здесь он и умер.
Дом потом переходил из рук в руки к людям, не имеющим отношения к древнему роду Васильчиковых. Им владели богатые московские купцы Алексеевы, известная в Москве купчиха Зимина. Ее брат был театральным деятелем, а муж Назарий Райский пел в Большом театре. Множество великих погостило тогда под кровом этого дома - Танеев, Глазунов, Рахманинов. Шаляпин сюда захаживал и пел в этих стенах.
В советское время дом у Зиминых отняли, хотя квартирку им оставили. Остальное же разбили на клети коммуналок, куда поселили семьи политических эмигрантов, надумавших просить в Советской России политического убежища. Потом, начиная с довоенного времени и вплоть до 1956 года, здесь размещалась строительная контора «Дальстрой». А теперь зданием владеет Федерация шахмат России со своим удивительным музеем.