Политика
Политика
Уровни социологического знания Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе науч... читать далее »
Статьи о Политике
15.08.2013 13:13

Почему не удался новый "Уотергейт". Политика.

Почему не удался новый "Уотергейт"
Разоблачения Эдварда Сноудена хоть и нельзя назвать суперсенсационными, однако они вскрыли серьезные изменения в идеологии и массовом сознании американцев, а также привели к началу "войны понарошку".

"Дело Сноудена" продемонстрировало, насколько сильно изменилось отношение американских граждан к ущемлению их прав со стороны спецслужб США за последние несколько десятков лет. Так, если скандал вокруг прослушки телефонных разговоров политических противников президента Ричарда Никсона в 1972-1974 годах привел к его отставке, то "дело Сноудена" смогло вызвать всего лишь дополнительные слушания в Конгрессе и немногочисленные акции протеста американских борцов за демократические принципы.

Как известно, масштабное наступление на свободы в США началось еще в 2001 году с так называемого "Патриотического акта", который дал Агентству национальной безопасности, Федеральному бюро расследований, Центральному разведывательному управлению и еще ряду специальных служб и ведомств право на внесудебное ограничение свобод граждан, подозреваемых в терроризме или пособничестве ему (в частности, на прослушку телефонных переговоров и перехват электронной почты). Тогда американское общество всецело поддержало невиданные за всю историю страны ограничительные нормы, поскольку они были оправданы борьбой с международными террористическими организациями.

Однако за прошедшие годы особых результатов эта борьба не принесла – "Аль-Каида" не развалилась, а НАТО вынуждено поспешно выводить свои войска из Афганистана, оставляя "поле боя" нестабильному центральному правительству и многочисленным полевым командирам. Однако же "акт" продолжает действовать. И общество пока не получило полного отчета властей о его применении.

Разоблачения Сноудена открывают новую страницу в истории отношений американского общества и государства

Разоблачения Сноудена, раскрывающие всеохватность слежки АНБ не только за иностранцами, но и за американскими гражданами, вообще открывают новую страницу в истории отношений американского общества и государства. Оказывается, спецслужбы осуществляют в буквальном смысле тотальный контроль за социальными сетями, электронной почтой и телефонными разговорами американских граждан, "пачками" получая соответствующие данные от интернет-компаний и сотовых операторов на основании секретных постановлений судов.

Тем не менее, обнародование этих данных не привело ни к немедленной отставке администрации Обамы, ни к системным реформам в спецслужбах. Наоборот, администрация смогла превратить развернувшуюся дискуссию в обсуждение того, предатель ли Сноуден, или перебежчик. А сам Обама лишь обещает сделать программы электронной слежки более "прозрачными". Таким образом, он совершил то, что не удалось Ричарду Никсону – открестился от "засветки" своих спецслужб, не потеряв при этом своего поста.

Прививка американского общества "Патриотическим актом" 2001 года оказалась настолько сильна, что граждане этого государства напрочь забыли те принципы, за которые их страна ведет локальные войны вот уже не один десяток лет, а их соотечественники погибают от рук исламских фундаменталистов. Американцы больше не воспринимают ограничение своих прав как нечто противоречащее базовым принципам существования США. Более того, обнаружение этого факта не произвело большого социального эффекта, хотя описанные полномочия спецслужб до сей поры можно было найти разве что в одной из азиатских, латиноамериканских или африканских стран, которые традиционно не считаются эталонами демократии.

Однако такой "переворот мышления" не привел к соответствующим изменениям и в мировом масштабе – общество пока не осознало, что тотальная слежка теперь входит в "базовый пакет" государства, вместе с пенсией или квартплатой.

Кроме того, тот факт, что Сноуден как борец за демократию получил убежище в России, которая признается западными правозащитниками "несвободной" страной, свидетельствует о том, что США теряют моральное право на защиту демократии по всему миру. Их "пробуксовка" на Ближнем Востоке (то есть отказ от интервенции с целью смены правительства) также демонстрирует крах неоконсервативного принципа "экспорта демократии" по всему миру. Вашингтон впервые за президентский срок Обамы оказался в позиции несущего круговую идеологическую оборону. США перестали наступать – теперь они отступают, оправдываясь за грехи спецслужб. Это в свою очередь приводит к "параличу воли" в Белом доме, который больше не может брать на себя ответственность за решение крупных международных проблем, фактически перекладывая ее на плечи других государств.

Фактически можно говорить об окончательном крахе политики "перезагрузки"

Отказавшись от встречи с президентом Владимиром Путиным, Барак Обама не продемонстрировал какого-либо конструктива во внешней политике. Наоборот, Вашингтон, получив негативный сигнал по "делу Сноудена", начал снова затягивать "санитарный кордон" вокруг России. В частности, на конец августа в Белый дом приглашены руководители трех прибалтийских республик – Эстонии, Латвии и Литвы, демонстрировавшие наибольшую активность по выстраиванию недружественных Москве международных блоков в Восточной Европе на протяжении последних двух десятков лет.

Фактически можно говорить об окончательном крахе политики "перезагрузки", которая дала сбой после принятия Конгрессом США "списка Магнитского" и "антимагнитских" законов в России. Москва и Вашингтон, как во времена "холодной войны", начинают соревноваться на арене локальных конфликтов и в военной сфере. Однако сейчас Кремль не намерен опускать новый "железный занавес", поскольку стремится к экономической интеграции с Западом. В этих условиях России будет крайне сложно продолжать противостояние, в тайне надеясь, что Запад не станет конфисковать накопления российской элиты, хранящиеся в европейских и американских банках, под предлогом борьбы с коррупцией и отмыванием нелегальных доходов.

Такая игра может называться лишь "войной понарошку". Правда, в таком случае неясно, на что же надеялся Кремль, принимая к себе Сноудена – ведь реальных рычагов давления на Запад у Москвы нет. Таким образом, стороны загнали себя в "дипломатический угол", выход из которого без взаимных уступок придется искать долго и, возможно, безуспешно.

Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.