Политика
Политика
Уровни социологического знания Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе науч... читать далее »
Статьи о Политике
28.05.2013 07:08

Ирану предстоит непростой выбор. Политика.

Ирану предстоит непростой выбор
Новый президент страны столкнется с целым рядом острейших проблем.

Жители Ирана 14 июня придут на участки для голосования, чтобы выбрать седьмого по счету президента исламской республики. Хотя Иран принято считать чуть ли не тоталитарной страной, в нем имеет место настоящая и весьма острая политическая конкуренция. Избирательные кампании в исламской республике характеризуются непредсказуемостью и ожесточенной борьбой. Иран – необычная, сложно устроенная демократия, по своей организации находящаяся ближе к республикам времен Рима и Афин, чем к современным типам политического устройства на Западе. Суть системы – в гарантированном сохранении исламского духа в государственном устройстве.

Напомним, что помимо президента в Иране имеется пост Верховного руководителя – так называемого рахбара, за которым остается последнее слово в принятии всех принципиальных решений. Когда восемь лет назад нынешний президент страны Махмуд Ахмадинежад был только избран, внимание мировой общественности было приковано к нему, в первую очередь, в виду его провокационных высказываний. Он быстро вошел в число лидеров-изгоев вроде Мугабе, Ким Чен Ира, Фиделя Кастро и т.п. Но прошло восемь лет и про Ахмадинежада почти и не вспоминают. Былой тиран-фанатик сегодня воспринимается чуть ли не как жертва антидемократических преследований, поскольку оказался в роли мальчика для битья со стороны рахбара – Хаменеи. Ему даже не позволили зарегистрировать кандидатуру своего преемника. Последний год своего правления Ахмадинежад оказался полностью в тени Верховного руководителя.

В Иране, как мы видим, действует сложная система сдержек и противовесов, неизвестная в других странах. Власть самого рахбара не абсолютна, он не является кем-то вроде самодержавного монарха. Его пост избираем. Этим занимается Совет экспертов, члены которого выбираются населением. Данный Совет раз в полгода проверяет работу Верховного руководителя и обладает полномочиями сместить его в случае нарушения им конституции или неспособности к лидерству.

Имеется также Совет стражей, который, в том числе, утверждает всех кандидатов на президентские должности, и который в целом следит за соответствием государственной и политической жизни нормам ислама. Кроме того, при рахбаре есть Совет по целесообразности, улаживающий конфликты между парламентом и Советом стражей.

Совет стражей "забраковал" кандидатуры нескольких ведущих политиков страны

Сам рахбар назначает командующих вооруженными силами, главу Корпуса стражей исламской революции – влиятельнейшего военизированного формирования, судей, руководителей ТВ и радио и обладает многими другими полномочиями. Поэтому пост президента Ирана хотя и не является церемониальным, тем не менее, не дает полного контроля над страной. Президент, скорее, управленец, допущенный до решения задач в экономике и дипломатии, но последнее слово остается за рахбаром. Поэтому президентские выборы в Иране не являются столь значимыми, как в США или даже во Франции. Тем не менее, они несут важную знаковую функцию – показывают нынешние предпочтения народа.

На предстоящих выборах Совет стражей "забраковал" кандидатуры нескольких ведущих политиков страны, среди которых – Али Акбар Хашеми Рафсанджани – политический "тяжеловес", бывший президент Ирана; Эсфандияр Рахим-Машаи – глава администрации Ахмадинежада, который был смещен с поста первого вице-президента по требованию Хаменеи.

Таким образом, из гонки были исключены как очень влиятельный независимый кандидат, чей авторитет почти равен авторитету самого Хаменеи, так и предполагаемый наследник и единомышленник ныне действующего президента. Это не снизило остроту кампании, но по-иному расставило в ней акценты.

Что касается оставшихся восьмерых кандидатов, то все они участники ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Поколение ее ветеранов твердо держит власть в своих руках. Человеку, не воевавшему тогда, невозможно претендовать на высокую должность. В Иране процветает культ войны и ее героев. Любопытно отметить, что двое из кандидатов в президенты – Мохсен Резаи и Мохаммад-Багер Галибаф – во время войны заняли свои высокие должности в невероятно молодом возрасте. Первый возглавил Корпус стражей исламской революции в двадцать семь лет, а второй ударную дивизию в двадцать два года.

Сегодня Резаи – секретарь Совета по целесообразности (председатель – Хашеми Рафсанджани), а Галибаф – мэр Тегерана, избранный на этот пост после Ахмадинежада, причем, как его соперник (перед этим он проиграл ему президентские выборы). Шансы Галибафа, имеющего и опыт руководства полицией, оцениваются как более высокие по сравнению с Резаи, занимающим синекуру. Галибаф считается весьма сильным мэром столицы, получившим громадный управленческий опыт.

Остальные кандидаты также имеют богатое прошлое и занимают высокие посты. Среди них отметим бывшего министра иностранных дел Али Акбара Велаяти, бывших спикеров парламента Хасана Рухани и Голама-Али Хадад-Аделя, бывшего первого вице-президента Мохаммада-Реза Арефа. Можно сказать, что за власть в Иране до сих пор борются одни и те же лица, принадлежащие к поколению исламских революционеров 79-го года, и до сих пор находящиеся в высших сферах власти.

Убытки Ирана от санкций уже приближаются к ста миллиардам долларов

Возможно, выбор Ахмадинежада восемь лет назад был связан с желанием Хаменеи выдвинуть на первый план сравнительно новую фигуру. На этот раз такой кандидатурой может стать Саид Джалили, секретарь Совета безопасности, главный переговорщик от Ирана по ядерной проблеме. Ему сорок восемь лет, он инвалид войны, на которой лишился ступни правой ноги. Многие считают, что именно он пользуется доверием Хаменеи и что, возможно, именно этот фактор станет решающим.

Но, кто бы ни стал президентом Ирана, ему предстоит решать сложнейшие задачи. Как символ нынешнего трудного международного положения страны можно привести тот факт, что двое из кандидатов – Резаи и Велаяти – разыскиваются Интерполом по обвинению в терроризме.

Ядерные переговоры Ирана с мировым сообществом зашли в тупик. В результате ужесточаются санкции как со стороны ООН, так и отдельных стран, в первую очередь, США. Убытки Ирана от санкций уже приближаются к ста миллиардам долларов, разрушающе действуя на экономику страны. Фактически бездействует иранский торговый флот, в финансовой блокаде находятся иранские банки. В стране нарастает инфляция и, одновременно, ощущается нехватка бензина, так как нет средств на реконструкцию и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Все труднее становится сбывать нефть, и Иран попадает в зависимость от ее покупателей, таких как Китай. В итоге лавинообразно растет контрабанда.

Все эти проблемы придется решать новому президенту страну. Помимо них отметим такие актуальные внутриполитические вопросы, как недовольство молодежи теократической властью, ее требование перемен, терроризм национальных меньшинств. Система пока еще достаточно крепка и стабильна, но требует срочного поиска новых подходов.

Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.