Океанология
Океанология
Океанология – это наука, которая занимается изучением крупномасштабного взаимодействия океана и атмосферы, его длиннопериодной изменчивости, химического о... читать далее »
Новости Океанологии
05.10.2007 23:30

«Запасайтесь валенками!». Океанология.

Потепление в скором времени сменится похолоданием.

Мой совет однозначный: как говорят русские, «запасайтесь валенками»!

Сейчас мы живем на максимуме одного из временных потеплений, начавшегося еще в XVII веке, когда об антропогенном влиянии на климат выбросов парниковых газов и говорить не приходилось. Повышение температуры имеет ярко выраженное природное происхождение и не зависит от «парникового эффекта», от парниковых газов.

Истинные причины изменения климата связаны с неравномерностью солнечного излучения, прецессией (изменение оси) вращения Земли, нестабильностью океанических течений, периодическими опреснениями и осолонениями поверхностных вод Северного Ледовитого океана и др. Однако главные из них — солнечная активность и светимость. Чем выше этот показатель — тем выше температура. Астрофизики, изучающие солнечную активность, выявили два варианта ее циклов — 11-летний и двухвековой. Эти циклы обусловлены изменением радиуса и площади излучающей поверхности Солнца.

Судя по последним данным (я опираюсь на данные заведующего лабораторией космических исследований Пулковской обсерватории Хабибуллы Абдусаматова), «перевал» через верхнюю точку потепления уже произошел, и теперь достаточно быстро, уже к 2012 году, наступит ощутимая прохлада. Фазы же глубокого минимума солнечной активности, сопровождаемые значительным понижением температуры, следует ожидать к 2041 году. Прохладный климат будет удерживаться, по крайней мере, 50–60 лет.

Экологи со мной не соглашаются, они отстаивают теорию т.н. «парниковых газов». Как считается, эти газы, в частности двуокись азота, разогревают атмосферу, задерживая тепло у поверхности планеты. Такая идея была высказана еще в конце XIX века шведским физико-химиком Сванте Аррениусом, лауреатом Нобелевской премии, и с тех пор принимается на веру без серьезной проверки. Эта точка зрения доминирует и в наши дни, ей подчинены решения и документы серьезных международных организаций, в том числе — Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН по изменению климата, подписанный почти 150 странами. Это хороший пример того, как научная гипотеза может плавно перетечь в большую политику и экономику.

Тот, кто разрабатывал Киотский протокол и ратовал за него, опирался на ложные идеи. В результате правительства развитых государств вынуждены тратить гигантские суммы на борьбу с антропогенным давлением на атмосферу. А насколько все это оправдано? Не ведем ли мы борьбу с «ветряными мельницами»? Вина «парникового эффекта» в повышении температуры сомнительна, во всяком случае — научно не доказана. Классический сценарий «парникового потепления» слишком прост, чтобы соответствовать тому, что имеет место в действительности. На самом деле в атмосфере, особенно в плотных слоях, протекают куда более сложные процессы. Например, тепло в космосе не столько излучается, сколько переносится потоками воздушных масс, а это уже совершенно другой механизм, не приводящий к глобальному потеплению. Независимость температуры тропосферы (самой нижней и наиболее плотной части атмосферы) от концентрации в ней парниковых газов доказана не только теоретически, но подтверждается эмпирически.

Исследование проб ледникового покрова Антарктиды (керны из пробуренных скважин взяты в районе российской станции «Восток») не отрицает принципиальную связь между такими параметрами, как количество углекислого газа в атмосфере и изменение ее температуры. Однако важно знать, что является причиной, а что — следствием. Выяснено, что кривая температурных колебаний всегда несколько опережала изменение концентрации диоксида углерода (СО2). Следовательно, первично — повышение температуры. Тепло прогревает верхний слой океана, этого главного депонента углекислоты (где ее содержится в 60–90 раз больше, чем в атмосфере), и получается — эффект шампанского! Если бутылка теплая, из нее вырывается струя, а в охлажденной бутылке газ ведет себя пассивно. Прогреваясь, океан начинает больше «выдыхать» углекислоты, которая поднимается в атмосферу. Ее присутствие увеличивает антропогенный фактор (полностью отрицать этого нельзя), однако его доля очень незначительна и, как говорят, не делает погоды. Во всяком случае при нынешних промышленных выбросах СО2, составляющих 5–7 млрд. тонн ежегодно, температура на Земле практически не изменится до 2100 года. И даже если концентрация «парниковых газов» увеличится вдвое, человек этого тоже не почувствует.

Углекислый газ не только не оказывает никакого плохого влияния на климат, но даже несет пользу, стимулируя развитие жизни на Земле, являясь «хлебом» растений. Об этом свидетельствует, в частности, «зеленая революция» — резкое и повсеместное увеличение продуктивности сельскохозяйственных культур в середине ХХ века. Данные, указывающие на прямую пропорциональную зависимость урожайности от количества в воздухе СО2, подтверждаются и многими экспериментами. Влияние углекислоты проявляется не в изменении климата, а, скорее, в синоптической активности. СО2 поглощает инфракрасное излучение — это факт.

Предположим, что в приземных слоях воздух нагрелся до того, что содержащийся в нем углекислый газ поглотил инфракрасное излучение. В результате излучение пропадает, а его энергия передается колебательным движениям газа, что приводит к расширению и потере объема. Воздух поднимается в стратосферу, а оттуда опускаются холодные потоки, т.е. происходит перемешивание слоев. Температура практически не меняется, но циркулирует синоптическая активность — ускоряются циклоны, антициклоны и т.п. Этим и объясняются такие природные явления, как ураганы, штормы, торнадо и пр. Их интенсивность вполне может зависеть от степени концентрации СО2, так что в борьбе с этими стихийными бедствиями снижение углекислого газа в атмосфере могло бы дать определенный эффект. К изменениям же глобальной температуры СО2 никак не причастен. Хотя бы потому, что солнечная активность по своей энергии в несколько тысяч раз мощнее, чем вся та энергия, которую вырабатывает все человечество.

В общем, антропогенное давление значит для природы меньше, чем укус комара для человека. Температурная катастрофа на Земле, в принципе, не может быть. Из всех планет Солнечной системы только Земля обладает уникальной атмосферой, обеспечивающей благоприятный климат для развития высших форм жизни. Определяется это удачным стечением многих обстоятельств: и тем, что Солнце — «спокойная звезда», и тем, что Земля расположена на оптимальном расстоянии от нее, и тем, что у нее имеется массивный спутник Луна и др. Комфортные климатические условия на нашей планете сложились также за счет сильных обратных связей между эволюцией земной биоты и развитием атмосферы. Эти регулирующие обратные связи многообразны, и главная действует через альбедо (отражательная способность) Земли, которое является своеобразным регулятором теплового режима нашей планеты.

Предположим, стало теплее (как сейчас). Значит, растет испаряемость океана, увеличивается облачный покров, сдерживающий солнечную энергию, соответственно — снижается температура. И — наоборот. Как разумно относиться к проблеме климата? Спокойно и прагматично принимать данность, диктуемую природой. Не стоит паниковать по поводу «стремительного таяния» (с последующим исчезновением) Северного Ледовитого океана. Полярники, между прочим, утверждают, что ледяные шапки Арктики и Антарктики только нарастают.

В перспективе будущее Земли связано с новым ледниковым периодом, который, как показывают физико-математические расчеты, станет более суровым, чем в прошлом. Европа замерзнет, ледник спустится южнее Москвы. Но все это случится не раньше, чем через 100 тысяч лет! А пока хочется успокоить европейцев тем, что Гольфстрим отойдет в сторону лишь в том случае, если у него чудесным образом отнимут энергию и ему не хватит сил, чтобы добраться в северные области. Но природа вряд ли допустит такое.

Олег Сорохтин, сотрудник Института океанологии Российской академии наук, профессор, доктор физико-математических наук, действительный член Российской академии естественных наук

РИА «Новости» специально для «ЭХО»

*****
О. Сорохтин — автор более 300 научных работ, 9 монографий, нескольких книг. Последняя — «Эволюция и прогноз изменений глобального климата Земли» вышла в 2006 году. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, участник нескольких антарктических и океанологических экспедиций, специалист в области глобальной эволюции Земли, развития океанов и климата.

«Эхо»

http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=37112




© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.