Другой способ обмануть полиграф — это подавление всех эмоций, чтобы ни один стимул не вызывал значимого отклика. Есть два способа управления своим состоянием, нарушающих привычные реакции: а) общая деконцентрация; б) управление вниманием (концентрация на каком-то объекте). Основной принцип в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая на них серьезного внимания. Он должен сосредоточиться на рисунке стены, которая находится перед ним, или на каком-нибудь другом нейтральном предмете. Можно концентрироваться на какой-то части тела, ритме своего дыхания или воспоминании из своего жизненного опыта. В идеале вообще нужно забыть о существовании полиграфа рядом с вами и исключить восприятие содержательной части задаваемых вопросов. В таком состоянии вы слышите звуки, слова, подтверждающие, что вам задается вопрос, но его содержание, социальная значимость до вас не доходит. Этот способ требует способности к саморегуляции, для его освоения нужны длительные тренировки, однако его эффективность тоже довольно высока.
Важно, чтобы вашу внутреннюю отрешенность не заметил опрашивающий. Внешние признаки транса, которые могут быть им обнаружены:
- монотонный и неестественный голос без эмоциональной окраски;
- лицо напоминает каменное изваяние;
- взгляд устремлен в одну точку;
- ответ дается еще до того, как тестирующий успеет задать вопрос.
Если оператор все это заметит, то постарается вывести вас из данного состояния. Например, следующим способом, описанным в учебниках для полиграфологов:
Если в процессе тестирования у вас возникло подозрение, постарайтесь немедленно изменить вопрос и поставить его в такой форме, чтобы обследуемый вынужден был говорить «да», если перед этим он отвечал «нет». Например, задав вопрос в таком виде: «Вас зовут...?» называете его имя. Если подозреваемый вошел в состояние отрешенности от содержания вопросов, он автоматически ответит «нет». Тогда в мягкой форме вы должны высказать свое недоумение: «Как же так, Семен Семенович, вы уже изменили имя?» или «Вас никогда не звали так, в анкете эти данные неверны?». Эти вопросы выведут его из состояния, в которое он вошел, и в течение некоторого времени заставят воспринимать содержание ваших вопросов. Обычно после паузы дается нейтральный вопрос и вслед за ним «значимый».
Третий подход гласит: «Важно не отсутствие реакции как таковой (которое довольно просто детектируется контрольными вопросами и может вызвать подозрения), а умение выдавать нужную реакцию». Ваша реакция должна выглядеть естественной. Эффективными оказываются притворные эмоциональные реакции на незначимые раздражители. Если вы хотите вызвать реакцию на нужный вопрос, попытайтесь просто умножить в уме несколько многозначных чисел или подумать о чем-нибудь, что вызывает ярость или сексуальную эмоцию.
Так, если вы не хотите, чтобы вас уличили в гомосексуализме, умножать в уме числа необходимо, когда вас спрашивают «предпочитаете ли вы женщин». А если же стоит обратная задача, т.е. вы должны прикинуться гомосексуалистом, которым вы не являетесь, то умножать нужно, услышав вопрос «Предпочитаете ли вы иметь секс с лицами своего пола» и т.п. Как вариант: когда вас спрашивают о женщинах, в этот момент вы представляете или вспоминаете сексуальные сцены с мужчинами (или наоборот). Таким образом сексуальная реакция на картинки из вашего воображения «накладывается» на задаваемый вопрос и создается впечатление, что это именно вопрос вызвал такую реакцию. При должной впечатлительности, силе воли и отработанном навыке такой способ срабатывает.
Результата также можно можно добиться, если начать читать стихи. Про себя, разумеется. Что-нибудь длинное, вроде «Евгения Онегина». Переживая за главного героя и отвечая на вопросы как бы между делом.
Для создания фальшивых реакций есть много разных способов. Самый известный из них — «механический», незаметное для эксперта напряжение каких-нибудь мышечных групп. Обычно прижимают пальцы ног к полу, сводят глаза к носу или прижимают язык к твердому небу.
Боль также вызывает физиологические реакции, характерные для психологического стресса. Некоторые в попытке обмануть полиграф кладут кнопку в ботинок под большой палец и нажимают на нее при каждом отрицательном (или положительном) ответе. Организм начинает реагировать на ожидание боли, а не на ложь или правду. Поэтому показания полиграфа будут одинаковы и в случае правдивого ответа и наоборот.
Сложность состоит в том, чтобы скрыть эти движения от допрашивающего, поскольку такие попытки обмануть детектор лжи сегодня известны даже полиграфологам-дилетантам. Тестируемого снимают на видеокамеры, которые фиксируют крупным планом любые движения и изменения выражения «морды лица». Поэтому заниматься этим делом следует очень осторожно. Помните: любое подозрительное или двусмысленное поведение обязательно будет трактоваться НЕ в вашу пользу.
Если вы не чередуете способы, а все время нажимаете кнопку при каждом ответе «нет» («не участвовал...», «не видел...», «не состоял...», «не воровал...») — то оператор полиграфа увидит закономерность в проявлении однотипной реакции и заподозрит неладное. Кроме того на ваши икроножные мышцы могут прикрепить датчики, которые будут фиксировать движения пальцев. Пресловутый «гвоздь в ботинке» должен быть достаточно длинным и острым, чтобы вызывать боль даже при легком нажатии, а ваши движения — едва заметными, с минимальным вовлечением других мышц тела. Тогда будет шанс, что датчики движения не заметят сигнал противодействия на фоне общего тремора организма (вызванного сердечными сокращениями, дыханием и т.д.).
Считается, что наиболее сложным в обнаружении механических противодействий полиграфу является язык. После ответа на поставленный вопрос «да» или «нет», язык незаметно может быть прижат к зубам или «завернут» в сторону гортани, или прижат к небу с силой, вызывающей болевое ощущение. Однако и этот способ обмануть детектор лжи может быть определен с помощью специальных датчиков, устанавливаемых в районе подбородка или гортани. Также следует помнить о дыхании — «работать» языком нужно без нарушения ритма и глубины дыхания, потому что оно моментально будет зафиксировано полиграфом.
Общий недостаток всех механических способов — их трудно скрыть и они требуют времени на выполнение, а значит вызывают задержку реакции. Если реакция проявилась спустя несколько секунд после ответа на вопрос, то полиграфолог заметит «включение» кнопки или языка для создания ложного сигнала. На графике будет видно запаздывание физиологической реакции на ответ, ее величина и продолжительность. Путем тренировок время реакции нужно свести к минимуму.
В качестве альтернативы иголке в штанах можно порекомендовать приемы из арсенала НЛП — научиться ставить «психологический якорь» (на напряжение и на расслабление), используя его в нужный момент. Ведь труднее всего разоблачить именно внутренние, мысленные приемы. Если использовать их в подходящие моменты, то вполне реально обмануть полиграф и привести эксперта к ошибочным выводам. Помните: даже отсутствие достоверного результата порой может пойти вам на пользу.
Пример для понимания принципа работы с напряжением/расслаблением можно почерпнуть из художественной литературы:
— Мы проводим интенсивные поиски этого шпиона. Поскольку вы, господа, находились в непосредственной близости от места происшествия, я намерен побеседовать с вами по одному, чтобы выяснить, что вы можете знать. Я также могу обнаружить... Кто из вас этот пропавший шпион?
Эта последняя стрела вызвала только потрясенное молчание. Теперь, когда он привел нас всех в подавленное состояние, подходящее для перекрестного допроса, серый человек стал вызывать офицеров по одному. Я был вдвойне благодарен за свое предвидение, предусмотрительно уронившее меня головой о землю на виду у всех.
Меня вызвали третьим не случайно. На каком основании? Общее сходство в телосложении со шпионом Пасом Ратунковым? Бинт? Какая-то основа для подозрений, должно быть, существовала. Я потащился вперед, едва перебирая ногами, как другие до меня. Я отдал честь, и он указал на стул рядом с письменным столом.
— Почему бы вам не подержать это, пока мы беседуем? — произнес он рассудительно, передавая мне серебряное яйцо датчика детектора лжи.
Настоящий Васька не узнал бы его, так что я тоже не узнал. Я просто посмотрел на него с легким интересом — как будто не знал, что он передает жизненно важную информацию в находящийся перед ним детектор лжи, и стиснул его в ладонях. Мысли мои не были такими спокойными.
Я попался! Он меня раскрыл! Он знает, кто я, и играет со мной.
Он посмотрел глубоко в мои налитые кровью глаза, и я заметил, что его рот слегка скривился от отвращения.
— У вас была еще та ночка, лейтенант? — спросил он меня, глядя на лист бумаги и на показания детектора лжи.
— Да, сэр, знаете... Выпил несколько рюмочек с ребятами. Именно это я произнес вслух. А про себя я подумал вот что: сейчас они застрелят меня насмерть, прямо в сердце! Я представил себе, как этот жизненно важный орган выплескивает в грязь мою живую кровь.
— Я вижу, вас недавно понизили в звании... Где ваши взрыватели, Пас Ратунков?
«Я устал... как я желаю оказаться в постели», — подумал я.
— Взрыватели? — моргнул я своими красными гляделками и, подняв руку почесать голову, коснулся бинта и подумал, что лучше не стоит. Его глаза впились в мои, серые глаза, почти одного цвета с его мундиром, и на миг я уловил за его спокойными манерами силу и гнев.
— А ваша рана на голове, где вы ее получили? Нашего шпиона ударили сбоку по голове.
— Я упал, сэр, меня, должно быть, кто-то толкнул из фургона. Солдаты перевязали, спросите у них...
— Уже спросил. Напились, упали, опозорили офицерский корпус. Убирайтесь и почиститесь, вы вызываете у меня отвращение! Следующий!
Я нетвердо поднялся на ноги, не глядя в пронзительные буравчики этих холодных глаз, и пошел было, словно забыл про прибор в своих руках, а затем вернулся обратно и уронил его на стол, но он склонился над своими документами, игнорируя меня. Я разглядел слабый шрам под редкими волосами на его лысенькой макушке и ушел.
Чтобы одурачить детектор лжи, требуется умение, практика и тренировка. Все это у меня имелось. Это можно сделать только при определенных обстоятельствах, а теперешние были идеальными. Внезапный допрос, ночью, без проведения тестов на нормальную реакцию субъекта. Таким образом я должен был выразить красивый пик на его самописце. Я боялся: его, чего-то еще, чего угодно. Но когда он задавал вопросы на поимку, предназначенные для разоблачения шпиона, я расслаблялся, потому что я их ждал, и прибор показывал это. Вопрос был бессмыслен для каждого, кроме шпиона. Коли скоро он увидел это, допрос кончился, у него было еще много работы. (Гарри Гаррисон, Месть стальной крысы)
Прием с психологическим расслаблением имеет свои подводные камни. Полиграфологи хорошо знают, что волнения, страхи, опасения испытывает каждый «нормальный» человек в некомфортной для него ситуации тестирования. Поэтому расслабление не должно опускаться ниже некоего общего фона тревожности. У человека, хорошо владеющего саморегуляцией, расслабление в ответ на предъявление значимого вопроса ведет к резкому включению тормозных процессов. Активность регистрируемых физиологических проявлений значительно снижается. В результате реакция может получиться парадоксально низкой — меньше ответа на любой нейтральный вопрос. Такой необычный результат привлечет внимание. Чересчур сильно расслабившись, вы рискуете вызвать подозрение.
Знатокам английского рекомендую посетить сайт убежденных борцов с полиграфом Antipolygraph.org. Кредо этого сайта мне очень импонирует. В вольном переводе на русский оно звучит приблизительно так: «Их право — пытаться узнать о нас всю подноготную, наше право — посылать их всех куда подальше... В этом и заключается демократия». На этом сайте представлен любопытный труд «The Lie Behind the Lie Detector». В нем противники детекторов предлагают собственные методы борьбы с «ненаучными способами дачи показаний, рассчитанными на идиотов и работающими только в неправовой стране».
Данные рекомендации применимы к классическому детектору лжи, который фиксирует колебания давления, частоту дыхания, мигания, сокращения сердечной мышцы, электрическую активность кожи, активность головного мозга, непроизвольные движения рук и ног.
Когда прибор подключен к телу, первым делом рекомендуется обратить внимание на ровное дыхание. Его частота может колебаться от 15 до 30 вздохов-выдохов в минуту (это приблизительно 2-4 секунды). Учащенное или замедленное дыхание свидетельствует о том, что человек лжет. Кроме того, известно, что после «опасного» вопроса следует «вздох облегчения», поэтому контролировать ритм дыхания следует до полного «отсоединения» от проводов, которыми вы опутаны.
Дыхание непосредственно связано с пульсом, частотой сердечных сокращений, которое также фиксируют датчики. На вдохе пульс ускоряется, при выдохе — замедляется. Это хорошо известно индийским йогам, использующим определенный тип дыхания для медитации и замедления работы сердца. Длинным выдохом при быстром вдохе можно «удерживать» пульс при ответах на вопросы, не давая ему сильно учащаться. Если же перед каждым ответом на вопрос делать кратковременный форсированный вдох, то реакции на все вопросы будут одинаково повышенными, без резких скачков. Разумеется, такой вдох/выдох должен выглядеть естественно, быть по возможности незаметным и беззвучным — что достигается только путем тренировок. Если же вас обвинят в том, что вы это делаете специально, всегда можно ответить что это — естественный и привычный для вас способ дышать. Или же просто результат общей нервозности и боязни полиграфа.
Для того, чтобы обмануть датчики кровяного давления энтузиасты советуют в промежутках между вопросами полиграфолога сжимать мышцы анального сфинктера и покусывать кончик языка. Вместо кнопки в ботинке для вызывания боли женщинам и мужчинам советуют подкладывать «колючие предметы» в более интимные места, куда проверяющие обычно не заглядывают. Сжимать мышцы нужно так, чтобы ноги и ягодницы не двигались, так как в современных моделях детекторов к сиденьям подведены датчики, указывающие на малейшие ерзанья на стуле и покачивания лодыжками.
Помните: тестирование продолжается все время, пока подключены датчики и длится беседа. Не давайте себя обмануть. Бывает, оператор накладывает датчики на опрашиваемого и говорит, что пока не будет включать полиграф, чтобы вы привыкли к датчикам. И начинает обсуждать с вами темы вопросов. На самом деле детектор находится в рабочем режиме и фиксирует все ваши показатели, а также момент перехода к непосредственному тестированию. Если в момент перехода опрашиваемый меняет характер дыхания, начинает двигаться, напрягать различные части тела и т.д. — это может свидетельствовать о его попытке обмануть полиграф. Тот же самый трюк может проделываться после завершения опроса. Оператор говорит, что тестирование закончено, но датчики не отсоединяет. На самом деле полиграф продолжает работать.
Напоследок привожу оригинальный метод борьбы с полиграфом, присланный нашим читателем.
Чуть подумав, решил написать пару слов о полиграфе... Если позволите... Я не думаю, что мне в связи с моей проблемой придется пройти такую проверку... Но все-таки...
Дело в том, что теми способами, которые Вы предлагаете, полиграф обмануть можно... Но для этого нужно быть очень подготовленным человеком. Комитет готовил для этого людей ммм... ну очень долгое время. После провала агентов «Штази», если мне не изменяет склероз в 60-м или в 61-году. Я имею в виду методы замены вопросов или (тем более!!!) подавления эмоций. Метод с кнопкой хорош, но... При современном тестировании подкладываются датчики под ножки стула. И всякое шевеление будет моментально обнаружено и будет истолковано не в вашу пользу. Равно как и сокращение мышц.
Прижимание языка к небу, закусывание языка быстро определяется по внешнему виду любым, даже не очень опытным экспертом, который во время тестирования вовсе не будет смотреть на ленту — зачем, она все равно записывается автоматически, ну или на экран монитора, а будет смотреть вам в лицо, выявляя дополнительные, НЕ психофизиологичекие реакции, особенно движение глаз. Прийти с бодуна — хорошо. Хорошо также прийти ПРОСТО выпив некоторое количество спиртного. Можно и НЕ спиртного. Можно кофе чашек 7-10. Можно и другие препараты, например транквилизаторы. Но опять-таки, при СЕРЬЕЗНОМ тестировании вам обязательно сделают и анализ крови и/или мочи. Каковые все ваши ухищрения вычислят. Что опять таки будет истолковано НЕ в вашу пользу. Не говоря уже о том, что тестирование могут просто отложить. Кроме того все это влияет на частоту пульса. А он НЕПРЕМЕННО измеряется при тестировании на полиграфе. И повышенное число сердечных сокращений в минуту тоже может быть истолковано ПРОТИВ вас.
И уж совсем все эти способы неприменимы, если вас ведут тестировать ИЗ КАМЕРЫ. А вот способ, который я вам позволю себе предложить во многом от всех этих недостатков свободен, испытан (не спрашивайте где!) и показал неплохие результаты. При этом способе тоже нужно пить. Но только воду. И в больших количествах. Каждый примерно знает, сколько ему нужно выпить, чтобы в туалет... ну ОЧЕНЬ хотелось. Как задолго пить... Можно попробовать рассчитать так, чтобы на предварительных, «пристрелочных» вопросах хотелось еще не очень А это примерно первые 10-30 минут.
Но, даже если и не рассчитали, все равно, можно на «пристрелочных» вопросах заставить себя не думать о том, что хочется в туалет, максимально расслабиться... Ну в общем, у каждого есть свои способы борьбы с собой в таких случаях. Зато потом... Максимально сосредоточится на своем мочевом пузыре, который раздувается, раздувается, который сейчас лопнет, думать только о том, что невыносимо хочется в туалет, больше нет сил терпеть, больше нет сил думать ни о чем, кроме как о том, что хочется ПИ-ПИ!!!
Приемы, подобные перечисленным выше, можно применять не только при проверке на детекторе лжи, но и во время любого интервью или допроса с пристрастием: со следователем, психологом или специалистом службы персонала при приеме на работу. Ведь опытный психолог-эксперт тоже будет очень внимательно следить за вашей реакцией на его вопросы, чтобы узнать, говорите ли вы правду.
Ну вот теперь все! Удачи!
Ведущий рассылки: Иван Непомнящий, 2003 г.
(дополнено и переработано автором в 2009 г.)
© Psyfactor.org, 2003-2011