Политика
Политика
Уровни социологического знания Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе науч... читать далее »
Статьи о Политике
28.08.2013 06:53

Белоруссия объявляет войну. Политика.

Белоруссия объявляет войну
Судьба одного человека часто влияет на процессы исторического масштаба. Неважно, что за этим стоят (или не стоят) процессы куда более глубинные, но именно конкретный человек становится и триггером, и символом изменений. Жанна д'Арк, князь Трубецкой или (из современных примеров) Борис Ельцин всерьез меняют, как кажется современникам, ход самого исторического развития. Ведь всем известно, что Ельцин с Горбачевым развалили СССР?

Бывает так, что мелочь меняет отношения государств, развязывает войны и рушит союзы. Такая мелочь, вполне возможно, случилась накануне, и теперь российско-белорусские отношения находятся под угрозой очень серьезного охлаждения, вплоть до полного разрыва.

Генеральный директор компании «Уралкалий» и глава Наблюдательного совета Белорусской калийной компании Владислав Баумгертнер накануне был задержан в минском аэропорту, а затем арестован. Топ-менеджера одной из крупнейших российских компаний тормознули на таможенном досмотре, объяснив, что нужно проверить, не везет ли он наркотики, и тут же задержали. История очень странная, даже несмотря на непростые отношения российских и белорусских властей, а также бизнеса и противоречия по поводу возможного слияния компаний или поглощения «Уралкалием» БКК. Ранее не раз заявлялось, что стороны ведут переговоры по поводу покупки россиянами БКК или доли в ней, но переговоры всякий раз наталкивались на нежелание белорусских властей (читай — президента Александра Лукашенко) компанию продавать. И вот теперь такой неожиданный поворот.


Владислав Баумгертнер. Кадр: vesti.ru

После задержания Баумгертнер был отправлен в СИЗО, а затем его арестовали на два месяца. Впрочем, это решение не окончательное и срок может быть продлен. Обвиняют его и ряд менеджеров БКК по статье «Злоупотребление властью и служебными полномочиями» белорусского УК. По мнению следователей, подозреваемые в 2011 году разработали план обвала мирового калийного рынка, а в июле этого года они приступили к его реализации. «Уралкалий» отказался от сотрудничества с БКК.

Тем самым, по версии СК Белоруссии, БКК был причинен ущерб на сто миллионов долларов. Собственно так и объясняет свое решение Следственный комитет, но Россию это никак не убеждает. Правительство Белоруссии взяло паузу и воздерживается от официальных комментариев.

История в следующем: отношения между руководством «Уралкалия» и белорусскими властями стали портиться после того, как основным акционером российской компании стал Сулейман Керимов — бизнесмен жесткий и жаждущий получить контроль еще и над белорусским калием. Что сильно не понравилось президенту Белоруссии Лукашенко. Конфликт долго тлел, но в конце июля «Уралкалий» объявил, что прекращает реализацию продукции через БКК. Такое решение довольно сильно ударило по всему рынку и стало разрывом соглашений, действовавших на протяжении 6 лет. И вот теперь Белоруссия нанесла ассиметричный удар.

В России таким кульбитом силовиков соседней страны оказались буквально огорошены. Недоумение высказал российский МИД и теперь пытается менеджеру «Уралкалия» в меру своих сил помочь. А первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов высказался еще жестче, чем дипломаты. «То, что произошло сегодня, не влезает ни в какие рамки. Мы считаем, что это очень странная ситуация, имея в виду характер наших взаимоотношений». - заявил Шувалов, добавив, что «это, конечно, очень странно, неадекватно и не по-партнерски».

Недовольство высказали и в совет по правам президента при Владимире Путине. «Есть дела прецедентные, а есть беспрецедентные. К нам попадают и те, и другие, но история с арестом главы «Уралкалия» - это беспрецедентная история. Я не знаю, будем ли мы его защищать, но у меня абсолютное недоумение. Какие-то странные люди, какие-то странные решения», - заявил глава совета Михаил Федотов.

История действительно знаковая. Хотя бы потому, что Баумгертнер в Минске был не просто так. Ему, главе совета директоров «Уралкалия» Александру Волошину и акционеру компании Сулейману Керимову  (а по некоторым данным еще и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему отрасль) были присланы официальные приглашения от белорусского премьера Михаила Мясниковича. Причем прислали приглашение, по информации «Форбс», после телефонного разговора российского премьера Дмитрия Медведева с его белорусским коллегой по поводу как раз «Уракалия». Медведев вроде бы и договорился о приезде представителей компании для урегулирования противоречий.

Когда Баумгертнер приехал в Белоруссию, он действительно встретился с белорусским премьером, но, как пишет «Коммерсантъ», разговор не получился. «По сути, это был монолог премьера, который обвинял лично Владислава Баумгертнера и «Уралкалий» в том, что они разрушают Союзное государство», - заявил источник «Коммерсанта». Однако никакой речи об уголовной ответственности на встрече вроде бы не было.

То есть ситуация выходит весьма некрасивая — белорусское правительство, причем на уровне не кого-то, а премьера, буквально заманило российского бизнесмена и теперь держит его в тюрьме. Как заложника — чего уж там.

Такого в отношениях России и Белоруссии еще не было. То есть сидел в белорусской тюрьме российский журналист Павел Шеремет — но это было еще 15 лет назад. Даже в ходе различных торговых войн Белоруссия никогда не позволяла себе подобного. Когда между Москвой и Минском в 2010 году наметилось серьезное охлаждение, а на выборах президента Москва почти открыто симпатизировала оппозиционным кандидатам, ни российских журналистов, ни предпринимателей никто не сажал в тюрьму.

Проблема в том, что Владислав Баумгертнер — это человек того уровня, каких сажать не принято во всем мире. И все же белорусские власти пошли на это. Говоря «белорусские власти», надо понимать, что такого уровня решение в Белоруссии может принять один человек — Александр Григорьевич Лукашенко. А это значит, что белорусский президент сознательно провоцирует Москву на ответные действия. Вопрос в том, какими эти действия будут. Когда в США судили и сажали бизнесмена Виктора Бута, человека с очень спорной деловой репутацией, буквально весь российский истеблишмент вступился за него.

К тому же Белоруссия — далеко не США. Белоруссия — если и не «наш задний двор», то уж точно давний и хорошо знакомый партнер (да, проблемный, но партнер). Лукашенко могут нравиться или не нравиться экспансионистские настроения российского бизнеса, который намерен скупить едва ли не все ценные активы, что еще остались в республике, но не считаться с интересами российского бизнеса, а стало быть и с российскими интересами он не может. Конечно, усиление российского присутствия в экономике Белоруссии — мина замедленного действия, подложенная под режим личной власти «последнего диктатора Европы», но сколько протянет Белоруссия без российского бизнеса и российских инвестиций?

По сути, «казус Баумгертнера» является серьезной проверкой не только для белорусского президента, но и для России. Умение отстаивать интересы собственного бизнеса  и собственных граждан за рубежом — это признак состоятельности государства, признак того, что оно готово брать на себя ответственность в щекотливы ситуациях. Даже если Баумгертнер виноват в том, в чем его обвиняют, то Россия все равно должна всеми правдами и неправдами вытаскивать его из щекотливого положения. А потом еще и добиваться от «батьки» приличествующей компенсации. Тут сложно говорить о каких-то вариантах, развилках — белорусская сторона сделала беспрецедентно жесткий и абсолютно неоправданный, как представляется, ход, и теперь очередь за Россией. Лукашенко внезапно начал войну против де-факто России, причем без объявления. Если такое будет в очередной раз белорусскому лидеру прощено, то терпеть его выкрутасы Кремлю придется еще очень долго.

Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.