Орден Отечественной войны, которым в марте 1943-го посмертно наградили комбата Костарева, не значится среди не врученных. Его передали вдове через несколько месяцев после гибели лыжного батальона у смоленской деревни Лескино.
Семьдесят три года спустя отцовскую награду привезет на Смоленщину, в Гагарин, в лагерь поисковой группы "Рейд", единственная дочь Николая Ивановича Костарева. И окажется в эпицентре волнующих событий на родине первого космонавта планеты.
Аллу Николаевну Кондрашову (в девичестве - Костареву) парни из "Рейда" отыскали в Краснодарском крае. А её старший сын, внук погибшего комбата, отозвался из Сургута. Они встретились в Москве, объединились с детьми и внуками других гвардейцев-лыжников и в назначенный день оказались в Лескино.
Первые останки погибших из лыжного батальона 29-й гвардейской дивизии - восемь человек - нашли здесь год назад. А до этого на окраине деревни был лишь скромный обелиск, поставленный в 1967 году, после выхода мемуаров бывшего комдива Стученко, стараниями учащихся и преподавателей строительного ГПТУ из Гжатска. Именно туда, к городу и железнодорожной станции, которые четверть века спустя переименуют в Гагарин, и прорывался, получив приказ, метельной ночью с 23 на 24 февраля 43-го батальон капитана Костарева. А потом двое суток держал круговую оборону и был вынужден вызвать на себя огонь своей артиллерии…
Неоднократные попытки поисковиков обнаружить в районе Лескино боевые захоронения результатов не приносили. И только весной 2015 года удача повернулась лицом к настырным, умелым и знающим парням: в запаханной воронке обнаружили останки восьми погибших.
К нынешнему поисковому сезону в группе "Рейд" подготовились еще основательней. Раздобыли немецкую аэрофотосъемку, что была сделана через день или два после событий в Лескино. По архивным документам ЦАМО восстановили списочный состав лыжного батального. Стараниями москвича Ивана Анохина и его друзей прояснили, насколько было возможно, судьбу каждого человека: погиб, пропал без вести, был ранен и оказался в плену, вышел к своим и воевал до Победы, умер там-то и тогда-то. По всем найденным адресам разослали письма, чтобы найти кого-то из родных. Создали сайт в интернете -
www.leskino.ru с каналом обратной связи. И многие родственники с благодарностью откликнулись…
Останки 16 погибших, поднятые в прошлом году и в начале нынешней вахты, захоронили в канун дня Победы у обновленного обелиска со всеми воинскими почестями и отпеванием по православному чину. Вместе с поисковиками и местными жителями на церемонии захоронения присутствовали дети и внуки погибших. А за два дня до этого здесь же, на лескинском поле, случилась находка, какие бывают, может, раз в судьбе поисковика. Под метровым слоем грунта, в бывшем немецком капонире или блиндаже обнаружили останки 47 бойцов, сброшенных сюда, как попало. Из огромного раскопа их извлекали после того, как гости разъехались, а местные жители вернулись к своим огородным делам.
Парни из "Рейда" и пришедшие на помощь друзья-товарищи из отряда "Братство святого Георгия" под началом Андрея Никулина работали осторожно и тщательно, стараясь отделить один скелет от другого и с каждого взять на исследование генетический материал. Поскольку именной состав батальона известен и отозвались многие родственники, есть реальная, хотя и дорогостоящая возможность идентифицировать найденные останки. На этот день с большой долей вероятности установлено имя одного погибшего лыжника. Это красноармеец Жерело Иван Васильевич из деревни Малые Автюки Калинковичского района Полесской (в то время, а ныне - Гомельской) области Белоруссии.
Текст и фото: Александр Емельяненков
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2755160&cid=7