Порошенко придется в большей степени полагаться на фашистские батальоны «Национальной Гвардии», поскольку дальнейшее разворачивание частей украинской армии лишь увеличит опасность антиправительственного мятежа
События, которые привели к внеочередным президентским выборам в Украине, начались с требования евроинтеграции. И так совпало, что выборы в Украине (с минимальным в истории участием – на уровне 55% по данным центральной избирательной комиссии) проводились в тот же день, что и выборы в Европарламент, где участие было еще ниже – на уровне 43%. В Украине в первом туре выборов с явным отрывом победил олигарх Петр Порошенко, набрав 54% (по данным подсчета 80% голосов). Юлия Тимошенко намного отстала, набрав 13%, а ее бывший соратник-популист Олег Ляшко – чуть более 8%.
Наблюдалось ли неучастие в выборах только на востоке страны?
Западные чиновники и медиа поторопились приветствовать выборы Порошенко, называя их «путем к демократии». Еще до выборов уже мелькали истории об уничтожении урн для голосования на востоке страны, чем частично можно объяснить столь высокий уровень неучастия в выборах. Однако значительная часть избирателей не принимала участия в выборах и на западе страны – в регионе, который был базой протестов против Януковича. Существует достаточно четкие признаки того, что киевский режим не пользуется поддержкой большинства населения ни в одном из регионов страны, а тем более – на востоке.
Кто такой Порошенко?
Порошенко – владелец шоколадного производственного конгломерата «Рошен» и весьма влиятельного «5 Канала». Ему удалось победить на выборах с таким большим отрывом благодаря массированной медиа-кампании, стоимостью почти 8 миллионов долларов (при том, что среднемесячная зарплата в Украине около 250 долларов), а также благодаря тому факту, что коррупционная деятельность его основной соперницы Тимошенко (как и других кандидатов) имела большую огласку.
Хотя его собственные медиа и представляли его в образе того, кто сможет развить украинскую экономику, но суть в том, что свое состояние (около 1 миллиарда долларов) он заработал преимущественно на продукции шоколадных фабрик, существовавших еще во времена Советского Союза и затем безжалостно приватизированных Порошенко. Свое состояние ему удалось заработать также – благодаря сокращению рабочей силы и ухудшению условий работы на этих фабриках. Многие сейчас уже забыли, что Порошенко в 2001-м участвовал в создании Партии Регионов – партии свергнутого президента Януковича. Затем он перешел на другую сторону и поддержал так называемую «Оранжевую революцию» в 2004-м году, которая привела к власти Виктора Ющенко. При Ющенко он возглавлял различные министерства, благодаря чему также увеличивал свое состояние.
Когда к власти в 2010-м голу пришел Янукович, Порошенко вновь не упустил возможность перейти на другую сторону, и был министром уже в новом правительстве. Однако как только начался Майдан, он решил поддержать его, чтобы гарантировать, тем самым, свое дальнейшее пребывание у власти.
Перспективы консолидации власти в период восстания
Виктор Ющенко (который проводил в экономическом плане либеральную политику, а в культурном – националистическую) пробыл у власти всего один срок, не сделав ничего, для предотвращения социального упадка. Он лишь набрал долгов у МВФ, пока олигархия продолжала обогащаться.
Сказать, что Порошенко выходит на сцену в гораздо более нестабильной ситуации – значит серьезно недооценивать нынешнюю ситуацию. Экономика Украины фактически была нокаутирована в 2008-09 после глобального экономического кризиса – она сократилась на 15%. Наблюдающийся ныне общий процесс временного экономического восстановления в Украине так и не начался, поскольку у нее уже было очень много долгов, что не позволяло выделить значительные средства на стимулирование развития экономики. К тому же каждый год наблюдалось сокращение иностранных инвестиций. По сути, ситуация экономического кризиса, которая привела к устранению Януковича, выглядит для Порошенко еще хуже. И это только начало.
На востоке Украины – промышленной базе, дающей 40% всего экспорта – происходит восстание против правительства. Оно началось с того момента, как в начале этого года новое правительство пришло к власти. Это движение, конечно же, не состоит только из российских агентов и сепаратистов, как это нам постоянно пытаются представить западные и украинские медиа. А тот факт, что российское правительство сразу же признало президентские выборы, лишний раз доказывает это. Движение на востоке – это массовое народное движение против действий нелегитимного киевского правительства.
Ведь каковы были действия этого правительства? Во-первых, сразу же после свержения Януковича новое правительство Украины стало назначать местных олигархов губернаторами- в частности Харьковской, Донецкой и Днепропетровской областей. В Раду также был внесен законопроект, отменяющий официальный статус региональных языков. К тому же власти начали осуществлять требования МВФ по введению мер экономии, что предполагает резкое повышение цены на газ. Когда же люди начали протестовать против всех этих действий правительства и оккупировать правительственные здания, то в ответ на подавление восстания была послана украинская армия, проводящая так называемую «анти-террористическую операцию».
Когда же этого оказалось недостаточно – из-за нежелания многих солдат стрелять в собственный народ, – власти стали набирать ультраправых боевиков в «Национальную Гвардию». Это те же фашистские банды ответственны за убийство более 40 протестующих в Одессе, что является лишь одним из случаев зверств по отношению к гражданам Украины из восточных регионов и общей кампании насилия против левых активистов.
Недавние попытки запретить Компартию Украины также являются очередным свидетельством крайне реакционной сущности нового правительства.
Вскоре после оглашения результатов выборов Порошенко заявил, что лишь усилит военную операцию против повстанцев на востоке страны. Порошенко придется при этом еще даже в большей степени полагаться на фашистские батальоны «Национальной Гвардии», поскольку дальнейшее разворачивание частей украинской армии лишь увеличит опасность полномасштабного антиправительственного мятежа. Однако все эти меры лишь еще больше усилят движение, сражающееся против этих фашистских банд.
В экономической сфере Украина будет и дальше погружаться в пучину долгов, балансируя на грани дефолта. Любые «реформы», несомненно, будут мерами жесткой экономии – сокращением социальных расходов и субсидий. Надежды же на массовые иностранные инвестиции, которые помогут спасти экономику, по сути, абсурдны – учитывая размах глобального экономического кризиса и вероятность усиления протекционистских мер внутри Евросоюза. Таким образом, единственный источник финансирования, на который может рассчитывать украинское правительство – это внешние кредиты, получение которых предполагает дальнейшее сокращение социальных расходов.
А это уже заставит народ, как западных, так и восточных, и центральных областей отбросить ту националистическую военную истерию, которой их кормят масс-медиа, чтобы теперь уже действовать против правительства. Таким образом, появляется возможность создания общего движения, такого же как на востоке, где наблюдается рост анти-олигархических настроений и социальных требований. Однако успех этого движения потребует трансформации самой борьбы – перехода от межнациональной борьбы к борьбе против олигархии и капитализма. А этих целей, конечно, нельзя достичь при помощи фарса выборов – только при помощи единых усилий в классовой борьбе.