Повышение налогов со следующего года, казавшееся в последнее время практически неизбежным, может все-таки не состояться.
Власти начали обсуждение альтернативного и уже опробованного во время прошлого кризиса пути — распечатать Резервный фонд. Такой механизм обсуждается, из кубышки предлагается направлять ежегодно по 0,5 трлн рублей на расходы, заявила Татьяна Нестеренко.
Она добавила, что Минфин выступает категорически против: эта мера по сути – только временная альтернатива, а непопулярные решения по повышению налогов все равно придется принимать, передают слова Нестеренко РИА Новости. Замминистра пояснила, что текущие расходные обязательства федерального бюджета принимались исходя из гораздо более оптимистичного, чем реальная ситуация, прогноза макроэкономического развития.
«Если бы мы смогли каким-то образом пересмотреть прогнозы по доходам или изменить наши оценки и вернуться к возможности изменения налогового законодательства, у нас было бы падение расходов очень существенное и нужно было бы сокращать расходы почти на полтриллиона рублей каждый год», — сказала Нестеренко.
Поэтому, добавила она, и рассматривается вопрос «а давайте мы, собственно говоря, Резервный фонд потратим». По состоянию на 1 июля Резервный фонд РФ составлял 2,937 трлн руб, или 4% ВВП. Осенью прошлого года потратить часть денег Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета предлагала Счетная палата – вместо осуществления заимствований.
Весной этого года Минэкономразвития разработало несколько сценариев развития экономики в 2015-2017 годах. В оптимистичном сценарии ведомство предлагало сократить нормативную величину Резервного фонда до 5% ВВП (вместо текущих 7% ВВП). Правительством был одобрен базовый сценарий, не предполагающий изменений в нормативной величине средств фонда.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в июне выступал за направление дополнительных нефтегазовых доходов в этом году на расходы вместо наполнения Резервного фонда. Он утверждал, что их нельзя назвать конъюнктурными, поскольку они образовались в результате курсовой переоценке. Если допдоходы получены из-за ослабления курса, их можно тратить, заявлял Улюкаев, и, наоборот, если курс укрепится — можно будет «отыграть» в обратную сторону, предлагал министр.
Минэкономразвития в этом году уже несколько раз выступало с предложениями таким образом смягчить бюджетное правило, но правительство решило не отходить от соблюдения бюджетного правила. Об этом министр финансов Антон Силуанов на прошлой неделе рассказал Владимиру Путину, который пока последовательно выступает за сохранение бюджетного правила.
Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета (налога на добычу полезных ископаемых, - вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты), а также доходов от управления средствами фонда. Средства фонда тратятся на расходные обязательства бюджета в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Он был создан в 2008 году, когда стабилизационный фонд был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния. Отличие Резервного фонда от Стабфонда заключается в том, что дополнительными источниками его формирования являются доходы от добычи и экспорта газа.
Нормативная величина фонда в абсолютном размере установлена на уровне 7% прогнозируемого на текущий финансовый год ВВП. По достижению норматива дополнительные ненефтегазовые доходы направляются в ФНБ. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда на 1 июля составили 38,08 млрд долларов, 29,4 млрд евро и 5,4 млрд фунтов стерлингов.
По данным Минфина, в первом полугодии (с 15 января по 30 июня) совокупный доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России составил 8,9 млрд рублей, или 0,26 млрд долларов. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 30 июня составила 77,28 млрд рублей.