История Японии
Википедия
История Японии
Первые признаки заселения Японского архипелага появились около 40 тысячелетия до н. э. с началом японского палеолита, который продолжался по 12 тысячелети... читать далее »
Статьи по истории Японии
27.02.2014 13:53

Планы русского и японского командования. Япония.

Планы русского и японского командования
План японского командования опирался на относительную слабость имеющихся русских сил на Дальнем Востоке к началу войны и неподготовленность Российской империи к войне на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. По данным японской разведки, Россия имела на Дальнем Востоке около 75 тыс. солдат, и дальнейшее накапливание русских сил в Маньчжурии должно было происходить крайне медленными темпами, так как за Уралом (в Сибири) Россия не имела значительных воинских контингентов. Для переброски войск имелась только одна железнодорожная магистраль, Крутобайкальская железнодорожная ветка была не готова. Поэтому Россия не могла быстро сосредоточить большую армию. Кроме того, необходимо было выделить значительные силы для обороны Порт-Артура и Владивостока, что ослабляло полевую армию. 

Японское командование надеялось быстро достичь превосходства на море путем уничтожения или серьёзного ослабления в самом начале войны русской Тихоокеанской эскадры. Таким образом Япония могла бы беспрепятственно перебрасывать войска на материк и не опасаться за свои морские коммуникации. Японцы также учли тот факт, что русские военно-морские силы, в отличие от японских, не были сосредоточены в единый кулак. Русский флот был ослаблен распылением, связанным с необходимостью защиты Порт-Артура, Владивостока и Сахалина. Помимо этого, японцы учли, что Порт-Артур не имеет судоремонтных заводов, доков, необходимых запасных частей. Поэтому при серьёзном повреждении нескольких кораблей русская Тихоокеанская эскадра должна была надолго утратить возможность вести активные боевые действия. 

Учитывая все эти факторы, японское командование избрало единственно возможную в этой ситуации, активную наступательную стратегию. Японцы решили сразу захватить гавань Чемульпо и столицу Кореи Сеул, высадив часть сухопутных сил, не дожидаясь результатов атаки флота на русскую эскадру в Порт-Артуре. По расчётам японского командования, превосходство на море и перевес в силах на материке должны были обеспечить им успех в войне. 

Японский план войны также учитывал тот факт, что их армия знакома с театром военных действий, изученным во время войны с Китаем в 1894-1895 гг. и во время подавления восстания ихэтуаней в 1900 году. Японцы специально изучали Маньчжурию и во время подготовки войны с Россией. Русской же армии приходилось действовать на незнакомом театре, в непривычных условиях, в горной местности, при отсутствии определенной подготовки войск. Японское командование учитывало и внутриполитическую ситуацию в России. Японская разведка была готова поддержать революционное движение в России. Революция должна была ослабить Россию и вынудить правительство держать в европейской части страны наиболее боеспособные части, чтобы сохранить порядок. 

Японцы планировали уничтожить или блокировать Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре, захватить Корею, затем блокировать и быстрым ударом взять Порт-Артур, разгромить русскую армию в Южной Маньчжурии. Японские войска можно было высадить зимой у незамерзающих берегов Корейского залива. Высадка войск в Корее считалась весьма выгодной сразу по нескольким причинам:

— высадка войск была относительно безопасной, так как японский флот господствовал на море, а железная дорога, где располагались русские полевые войска, была далеко. Поэтому русское командование могло отправить только небольшой отряд, который не смог бы помешать десантированию японской армии; 

— Корея становилась промежуточной базой японской армии;

— захват Кореи значительно увеличивал материальные ресурсы Японии, необходимые для ведения войны. В частности, японцы получали возможность использовать трудовые ресурсы Кореи. Японским дивизиям нужны были тысячи носильщиков для переброски ручным способом средств снабжения, так как к западу от реки Ялу местность была бездорожная и гористая; 

— в случае неудачи в ходе войны Корейский полуостров был довольно удобным плацдармом для сосредоточения японских войск, которые можно было перегруппировать для последующих наступательных операций или эвакуировать. 

Японские командование решило высаживать войска на северо-западном берегу полуострова, в портах Чемульпо (одна бригада) и Цинампо (основные силы), что значительно приближало армию к исходному району для наступления в глубь Маньчжурии. За два месяца до начала войны в Японии была мобилизована 1-я армия Тамэмото Куроки в составе гвардейской, 2-й и 12-й дивизий и двух резервных бригад (около 45 тыс. человек). 1-я армия должна была выдвинуться в район Фынхуанчена и занять фланговую позицию по отношению к Южно-Манчжурской железной дороге, чтобы обеспечить высадку остальных армий на берег Ляодунского полуострова.

2-я армия под началом Ясуката Оку в составе 1-й, 3-й и 4-й дивизий (около 40 тыс. человек) должна была высадиться на берегах Ляодунского полуострова, чтобы как можно скорее прервать сообщения Порт-Артура с Маньчжурией. Армия Оку должна была захватить Цзиньчжоуский перешеек. После этого одна дивизия должна была остаться для укрепления 3-й армии Марэсукэ Ноги (90 тыс. человек), которая должна была осадить Порт-Артур. Остальные войска 2-й армии должны были двигаться в направлении Ляояна, взаимодействуя с силами 1-й армии. В дальнейшем планировали высадить 4-ю армию под началом Нодзу Митицура. 

Действия против Владивостока и Сахалина считались возможными в случае успешной реализации основных задач. На случай угрозы десанта со стороны Владивостока на Японских островах была проведена мобилизация милицейских формирований. При успешной реализации основных задач плана войны японцы планировали занять Владивосток, который должен был стать важным козырем при переговорах о мире.

Морские операции возлагались на эскадры адмиралов Того Хэйхатиро и Уриу Сотокити. Того в 1903 году был назначен командующим Объединённым флотом Японии и должен был решить задачу уничтожения русской Тихоокеанской эскадры. Контр-адмирал Урио командовал отрядом, который сопровождал десант 1-й армии и должен был принудить к сдаче или уничтожить русские корабли в Чемульпо. За левый морской фланг японцы были спокойны, он был обеспечен крепким льдом. Русский Владивостокский отряд крейсеров зимой не мог помешать высадке японских войск в Корее. 

В случае, если война для японской империи примет неблагоприятный оборот, японское командование рассчитывало на вмешательство британской империи и Соединенных Штатов. Англосаксы должны были принудить Россию пойти на мир, сохранив довоенный статус-кво. Успех России в войне привел бы к её серьёзному усилению в регионе, а это не устраивало Англию и США. Кроме того, Япония рассчитывала на финансовую поддержку Англии и США. Эти ожидания полностью подтвердились. Британия и США оказали Японии финансовую и политико-дипломатическую поддержку, без которой Япония не смогла бы воевать. 

Японское командование, несмотря на многолетнюю работу по подготовке войны, совершило ряд серьёзных ошибок:

— надежда на быструю победу японского флота, которая давала господство в море и возможность спокойно десантировать армию на материк, попахивала авантюризмом. Война могла бы пойти совсем по другому сценарию, если бы русская Тихоокеанская эскадра смогла нанести поражение японскому флоту. Шансы на такой исход событий были;

— недооценило провозоспособность Сибирской железнодорожной магистрали. Поэтому русская армия получила возможность перейти к активным наступательным действиям раньше, чем рассчитывали в Японии;

— не оправдался расчёт на выделение более крупных группировок русской армии для обороны Порт-Артура и Владивостока. В результате русская полевая армия имела больше сил, чем планировало японское командование. А японцы первоначально выделили меньшие силы против полевой русской армии, чем было необходимо, и тем самым первый наступательный порыв был ослаблен;

— не оправдался расчёт на захват Порт-Артура первой мощной атакой. Осада крепости затянулась, связала большие силы японской армии и привела к огромным потерям.

В целом японский план войны, будучи плодом многолетней разработки, с учётом опыта войны с Китаем, был хорошо продуман. Однако японцы во многом ошиблись и недооценили русскую армию. При затягивании конфликта поражение Японии стало бы неизбежностью. Японская империя не имела ни военно-материальных, ни людских, ни финансовых резервов для длительной войны. Россия, по сути, только начала воевать всерьёз, когда был заключен мир. Япония к этому моменту была уже полностью истощена. Войну проиграла не армия, её проиграли политики.

Планы русского командования

Как уже ранее отмечалось (Подготовка России к войне), в Петербурге пренебрежительно относились к Японии и считали Маньчжурский театр второстепенным. Все основные помыслы военных стратегов и министров были связаны с европейскими делами, Балканами, проблемой Босфора и Дарданелл. В реальности окончательный план войны с Японией появился уже под грохот орудий, когда японцы атаковали Порт-Артур.

Большинство военных и политических деятелей считало, что победа над «слабой» японской империей должна быть достигнута небольшими усилиями, без нарушения процесса подготовки к войне на Западе. В Петербурге думали о «маленькой и победоносной» кампании. Разработанный к концу 1903 года в штабе наместника Алексеева план войны с Японией исходил из оптимистических предположений о превосходстве русского флота над японским на Тихом океане и возможности сосредоточения русский войск в районе Мукден — Ляоян до прибытия основных японских сил. Японская армия была недооценена как в численном составе, так и в плане боеспособности. 

Куропаткин в докладной записке императору Николаю II, считал, что важнейшей задачей армии является «сосредоточение наших войск». Для достижения этой цели «мы не должны дорожить никакими местными пунктами, никакими стратегическими соображениями, имея в виду главное — не давать противнику возможности одержать победу над нашими разрозненными войсками». Только сосредоточив все возможные силы и подготовившись к наступлению, можно было перейти в контрнаступление и добиться победы. 

Считалось, что Японская империя сможет перебросить в Маньчжурию около 200 тыс. человек при 684 орудиях. Возможность роста армии Японии за счёт новых мобилизаций и возможность дальнейших перебросок в Маньчжурию считалась маловероятной. Исходя из таких сил Японии в Маньчжурии, предположили, что японская армия сможет развить наступление только по одному главному направлению: на Владивосток, Мукден или Порт-Артур. Возможность одновременных активных наступательных действий японской армии на двух направлениях, а также поражения русского флота, не учли. Уже во время войны непредусмотренная возможность развития наступательных операций японской армии сразу по двум направлениям застала русское командование врасплох, и вызвало колебания и разногласия между Алексеевым и Куропаткиным по вопросу о характере дальнейших действий армии и вмешательство центра.

Уже на пути в Маньчжурию Куропаткин внес в план ряд уточнений и поправок, предположив, что японская армия в первую очередь атакует Порт-Артур, и одновременно в ожидании наступления русских войск будет укрепляться в Корее. Русская же армия могла перейти к активным наступательным действия не ранее, чем через полгода после начала войны. Выигрыш во времени планировали достигнуть оборонительными действиями на ряде оборонительных рубежей — от реки Ялу, Феншуйлинского хребта и т. д. На первом этапе войны предполагалось действовать как можно осторожнее, чтобы не дать противнику разбить себя и поднять «дух японской армии и всего японского народа на большую высоту». 

После сосредоточения достаточных сил военный министр Куропаткин планировал перейти в наступление, вытеснить противника из Маньчжурии и Кореи, а затем, если будет необходимость, провести десантную операцию на Японских островах. Исходным районом русского наступления считался район Ляоян — Хайчен. Отсюда можно было своевременно оказать помощь Порт-Артуру. Большие надежды возлагались на кавалерию, в которой русская армия имела полное преимущество. Кавалерия должна была своими рейдами изматывать японскую пехоту. Кроме того, считалось, что японцы не смогут организовать тыл, подвоз боеприпасов, продовольствия и это приведёт японскую армию в «нравственное и материальное расстройство, которым надо воспользоваться для решительных ударов». Однако, как показал ход войны, японцы с организацией тыла справились лучше русской армии, хорошо изучив театр военных действий в предвоенный период.

В целом план Куропаткина, при изначально более слабых русских силах на Дальнем Востоке, мог привести к успеху, но при двух основных условиях. Во-первых, необходимо было его реализовать, что при низком качестве значительной части высшего командования, было сложной задачей. Проблема кадров губила самые хорошие задумки. Во-вторых, необходима была политическая поддержка в Петербурге (России). Российская общественность должна была спокойно отреагировать на период сосредоточения русской армии, когда она будет медленно отходить, теряя позицию за позицией. Однако, как показала война, общественность оказалась не готова к отступлению русской армии на первом этапе войны. Пораженческие настроения в Петербурге и давление мирового сообщества не дали русской армии выполнить стратегический план Куропаткина и перейти ко второму этапу — наступлению против выдохшейся японской армии. Русской армии просто не дали времени, чтобы победить. 

План использования Тихоокеанского флота, утвержденный в декабре 1903 года, принимал желаемое за действительное. Флотское командование практически проморгало развитие японского флота после японо-китайской войны, хотя творцы плана войны сидели недалеко от японских берегов — во Владивостоке и Порт-Артуре. Флот должен был установить господство в Желтом море и воспрепятствовать высадке японского десанта в районе своего базирования. 

При этом небольшой крейсерский отряд, базируясь на Владивосток, должен был действовать на морских коммуникациях противника. Владивостокский отряд крейсеров до войны не удосужились серьёзно усилить, хотя для этого имелись прекрасные возможности. Можно было использовать корабли Добровольческого флота, который как раз создали для решения таких задач. Организация крейсерской войны в Тихом океане в предвоенный период была провалена. 

В Порт-Артуре оставалось 59 кораблей и судов различного класса. В том числе 7 эскадренных броненосцев — «Цесаревич», «Ретвизан», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», «Победа» и «Пересвет», броненосный крейсер «Баян», бронепалубные крейсеры «Аскольд», «Диана», «Паллада» и «Варяг». Один крейсер и одна канонерская лодка порт-артурской эскадры находилась на рейде Чемульпо.

В сентябре 1903 года контр-адмирал Эвальд Штакельберг перешел с отрядом из Порт-Артура во Владивосток. В состав отряда входили: броненосные крейсеры «Россия», «Громобой» и «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь». В оборонительный отряд Владивостока также входили канонерские лодки «Кореец», «Манчжур», «Бобр» и «Сивуч», несколько миноносцев и миноносок, транспортов. Правда, канонерки не смогли усилить Владивостокский отряд: «Кореец» погиб в Чемульпо; «Манчжур» во время начала русско-японской войны находился в Шанхае, где его интернировали; «Сивуч» в начале войны находился на ремонте в Инкоу, при отходе русской армии из Инкоу канонерка отошла вверх по реке Ляохэ, а затем была взорвана; «Бобр» находился в Порт-Артуре, канонерка получила сильные повреждения от огня осадной японской артиллерии и затонула. 

Адмирал Штакельберг получил предписание в случае получения указания о начале войны немедленно выйти к берегам Хоккайдо и, двигаясь вдоль западного берега острова, уничтожать все суда, вплоть до рыбачьих лодок, наводя панику на прибрежное население.

В плане войны учитывалось нормальное начало военных действий после объявления войны, но флот оказался не готовым к отражению нападения японских кораблей. Хотя возможность внезапного нападения японцев на русскую эскадру предусматривалась в Главном морском штабе и на военных играх, об этом предупреждал Макаров. В результате расчёт русского командования на то, что русский флот будет господствовать на море и поэтому японцы не смогут высадиться на северо-западном побережье Кореи и на берегах Ляодунского полуострова, не оправдался.

В целом можно сказать, что военно-политическое руководство России совершило сразу несколько важнейших просчётов:

— отнеслось пренебрежительно к сильному противнику, не учло глубоких политических и экономических сдвигов, которые произошли в Японии. Это привело недооценке военной мощи Японии. На японские вооруженные силы смотрели под углом зрения условий 1895 года, когда Япония разгромила слаборазвитый и разложившийся Китай. С 1895 по 1904 гг. Япония упорно готовилась к войне, мобилизовав экономику, вооруженные силы и общество ради одной цели — господства в регионе. В России большинство военных и политических руководителей этого не заметило. А те, кто обратил внимание и предупреждал об опасности, оказались в меньшинстве;

— переоценка возможностей русской флота и недооценка возможностей японского флота. Это привело к определённой расслабленности морского командования и его неготовности адекватно ответить на действия японских ВМС;

— переброска сухопутных войск с европейской части России на Дальний Восток с запозданием. Петербург имел несколько лет, чтобы довести армейскую группировку на Дальнем Востоке до численности сопоставимой с японской армией, но не сделал этого;

— возможность развития наступательных операций японской армии по двум направлениям не предусмотрели;

— недооценка японской разведки, которая за много лет упорной работы создала хорошую шпионскую сеть.

Автор Самсонов Александр

http://topwar.ru/40154-nachalo-russko-yaponskoy-voyny-chast-4-plany-russkogo-i-yaponskogo-komandovaniya.html

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.