ВКЛ
Википедия
Великое княжество Литовское
Великое княжество Литовское — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белорусси... читать далее »
Статьи по истории ВКЛ
12.04.2013 22:06

Раскиданное гнездо. Исчезающее наследие западного региона: усадьбы, парки, дворцы. Великое княжество Литовское.

Раскиданное гнездо. Исчезающее наследие западного региона: усадьбы, парки, дворцы
Западные регионы Беларуси отличает большое количество старинных усадеб, парков, дворцов, принадлежавших в свое время богатым соотечественникам. Они создавали в своих владениях целые оазисы, которые могут сегодня рассматриваться как объекты историко-культурного наследия. К сожалению, сохранились, хотя бы частично, лишь немногие из них. Но и за эти памятники старины приходится сражаться — историкам, археологам, журналистам, просто энтузиастам, неравнодушным к своему краю. Многие из них разрушаются, теряя с каждым годом шансы на будущее восстановление. Хотя то, что интерес к ним со стороны государства растет по сравнению с советским периодом, когда все, связанное с «буржуазно-помещичьим» прошлым, подвергалось забвению, уже позитив. Главное теперь — постараться сохранить то, что еще можно сохранить. Дабы в очередной раз не стрелять по своему прошлому из пушек...


Брестская область

Когда мы гордо говорим, что у Беларуси большой туристический потенциал, то кроме природных красот и чистых озер имеем в виду и объекты историко-культурного наследия, которые есть практически в каждом районе страны. Автор книги «Старинные усадьбы Берестейщины» Анатолий Федорук, собирая материал для своего будущего издания, обследовал на территории Брестской области… 373 бывшие усадьбы разной степени сохранности и 172 из них посчитал наиболее значимыми и сохранившимися. Я бы уточнила – относительно сохранившимися. Потому что состояние многих из этих объектов таково, что они не только не способны привлечь туристов, но могут порядком подпортить имидж региона…


Восставшие из руин

Никто не спорит: в последние годы на восстановление ряда «знаковых» для Брестчины объектов стали выделяться немалые бюджетные средства. Это усадьба Немцевичей в Скоках, Ружанский дворцовый комплекс Сапегов, дворец Пусловских в Коссово. В урочище Меречевщина Ивацевичского района построен дом-музей Тадеуша Костюшко. Ориентируясь на литографию Наполеона Орды, его возвели на старых фундаментах усадебного дома, где родился и провел свое детство наш знаменитый земляк. В деревне Вороцевичи Ивановского района за счет местного бюджета восстанавливают родовое имение самого Орды. Полным ходом идут реставрационные работы в костеле Пресвятой Троицы в деревне Волчин, где был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский. Правда, к финансированию этих работ наша страна не имеет никакого отношения. В 2007 году Троицкий костел был передан в собственность Пинской епархии Римско-католической церкви, которая и выступила заказчиком, а реставрацию ведут польские специалисты.

Если я что-то забыла – напомните. Но в действительности то, что мы начали спасать и восстанавливать, – лишь крошечная часть огромного наследия, которое еще сохранилось, но может исчезнуть навсегда. С каждым годом разрушается монастырь картезианцев XVII века в Березе. Объект интереснейший как в архитектурном плане, так и своей историей, но, похоже, районным властям абсолютно не нужный. Мало что осталось от  красивейшей усадьбы Рейтанов в деревне Грушевка Ляховичского района. Свои последние годы в этой усадьбе провел Тадеуш Рейтан – тот самый, что пытался сорвать сейм, на котором было принято решение о разделении Речи Посполитой, и даже пытался не выпустить депутатов из зала заседаний.  Разрушается усадьба Радзивиллов в деревне Полонечка Барановичского района. В советские времена в здании дворца размещалась школа-интернат, но после того как в здании провалилась крыша, ее перевели в другое место, а дворец оказался заброшенным. Правда, здание в скором времени будет выставлено на аукцион – сейчас готовится документация. Но найдутся ли желающие вдохнуть в резиденцию магнатов новую жизнь?


Взялся за гуж, но сказал, что не дюж

Вопрос не праздный: пока интерес потенциальных инвесторов к этим объектам не особенно велик. Бывший дворец Потоцких в городе Высокое уже несколько раз выставлялся на продажу фондом «Брестоблимущество». Усадебный дом со вторым мансардным этажом в центральной части и четырехколонным портиком, построенный Пелагеей Потоцкой в 1815-1820 годах рядом со старым поместьем рода Cапегов, от которого к нашему времени сохранились лишь руины въездной брамы, относительно неплохо сохранился, чего не скажешь о самом парке. Министерство культуры оценило этот объект в 743 млн рублей, и желающих заплатить такие деньги не нашлось. Очередной аукцион назначен на 9 апреля. К этому времени начальная цена лота снизилась на 80 % и составляет 149 млн рублей. Объявится ли покупатель сейчас или будет ждать еще большего снижения цены?

Впрочем, какое-то движение со стороны частных инвесторов все-таки начинается. В феврале этого года с молотка за 1,8 млрд рублей был продан дворцово-парковый ансамбль «Совейки» в Ляховичском районе (конец XVIII – начало XIX вв.).

Хотя тоже не сразу – от начальной цена была снижена почти вдвое. Новый хозяин намерен реконструировать здание усадебного дома Новицких под гостиницу. Надеемся, что у него на это хватит и денег, и сил, да и интерес не пропадет. Потому что у другого частного инвестора, купившего летом 2011 года усадьбу Пузынов на хуторе Гремяча, интерес к своему приобретению, похоже, сходит на нет…

Усадьбе Пузынов, которая неплохо сохранилась до середины XX века благодаря тому, что в ней размещался пионерский лагерь, в наше время катастрофически не везет. После многих лет «бесхозности» здание было безвозмездно передано одному из местных хозяйств, которое рассчитывало превратить его в привлекательный туристический объект. Однако денег на воплощение планов у хозяйства не хватило, и оно продало усадьбу. Новый собственник привел территорию вокруг усадебного дома в порядок и даже попытался заказать проект охранной зоны, который у нас, как известно, не скоро делается. А уже в прошлом году появилась информация, что он обратился в одно из брестских агентств недвижимости с просьбой помочь продать усадьбу. Причем по той цене, за которую приобрел. Потому что восстановление старинного шляхетского имения требует не только огромных затрат, но и невероятного множества согласований. И кто знает, что для потенциального инвестора страшнее…

«Проблема старинных усадеб – это не ностальгия, – писал в послесловии к своей книге Анатолий Федорук. – Мы не просто теряем старинные объекты, мы теряем свое богатство, гордость, оскверняем память…» Доставшееся нам наследие истончается и исчезает, как дым от костра. Можно, наверное, относиться к этому как к естественному процессу – все со временем ветшает и разрушается. Но за державу все равно обидно…


Гродненская область

Пока для усадеб князей и магнатов в Гродненской области ищут толкового хозяина, вандалы растаскивают памятники историко-культурного наследия на стройматериалы, а бездомные устраивают в них пожары.
В усадьбу О’Рурк приедет потомок владельцев

Долгое время во многих усадьбах размещались больницы или колхозные конторы. Здания приходили в негодность, и их оставляли пустовать. Судьба их порой незавидна. Так, в мае прошлого года в Новогрудском районе дотла сгорела усадьба Вселюб графского рода О’Рурк из Ирландии. Скорее всего, пожар устроили бомжи, которых сельчане видели накануне происшествия.

Поместье рода О’Рурк находилось на балансе местных властей, но фактически осталось бесхозным с 2008 года, когда там закрыли больницу.

– В Гродненской области это, пожалуй, самый грустный пример. Уголовное дело до сих пор не закрыто. Вселюб пять раз пытались продать на аукционе, но не находилось желающих. Летом ожидается приезд московского бизнесмена Олега О’Рурка, потомка знатного рода. После обсуждения с ним, возможно, прояснится будущее поместья, – говорит главный специалист по музеям и охране историко-культурных ценностей управления культуры Гродненского облисполкома Наталья Пасюта.

Летом 2012-го произошел пожар в пустующей усадьбе Уместовских в деревне Жемыславль Ивьевского района. Пострадала уменьшенная копия варшавских Лазенок – дворца короля Речи Посполитой Станислава Августа. По словам специалиста, уже в этом году из областного бюджета выделено 500 миллионов рублей на проектно-сметную документацию. В перспективе в усадьбе Уместовских планируют открыть культурно-туристический центр.

Отсутствие инвестиций, правильного научного подхода и бойкого пиара – вот что мешает воссозданию историко-культурного наследия Гродненской области. Однако если сравнивать, в каком состоянии находились родовые гнезда еще лет пять назад, то видно, что картина потихоньку меняется к лучшему.
Банкиры спасают дворец в Святске

Сегодня нет причин тревожиться по поводу самого важного объекта в Гродненском районе — усадьбы Святск магнатов Воловичей, расположенной по направлению к Августовскому каналу.

– После того как в Святске закрыли туберкулезный санаторий, три года дворцом никто не занимался. Там сложилась катастрофическая ситуация: развалились сливные трубы, и во время дождя вода просто вымывала стены, внутри пошел грибок. Два года назад строение отдали санаторию «Озерный», и они сразу же отремонтировали сливную систему, – рассказывает гродненский историк Андрей Вашкевич.

За это время в Святске благоустроили прилегающие территории: очистили пруды от ила и навели порядок вокруг водоемов. На восстановление уже потратили 3,5 миллиарда белорусских рублей. Почти готов архитектурный проект.


Музейная зона в усадьбе Огинских

Реконструкция усадьбы княжеского рода Огинских в деревне Залесье Сморгонского района в этом году будет профинансирована из трех источников: республиканского, областного бюджетов (8 млрд рублей), а также по программе трансграничного сотрудничества «Латвия – Литва – Беларусь».

– После завершения реставрации дворца Огинских ХIХ века в Залесье планируется создать в нем несколько функциональных зон. Музейная вместит экспозицию, посвященную Огинским. Музыкально-театральный зал предполагает 100 мест. Будут две оранжереи, пять гостевых комнат для размещения туристов, помещения для персонала. Это позволит использовать дворцовый комплекс не только как исторический, но и как культурно-туристический объект, – рассказывает Наталья Пасюта.


Усадьбу Белую помог продать пиар

Как считает историк Андрей Вашкевич, грамотный пиар помог продать усадьбу Белую в Подороске Волковысского района. В конце 2012 года ее за 120 тысяч долларов приобрел на аукционе российский бизнесмен с белорусскими корнями. Новый хозяин запланировал здесь музей, отель и корчму. На это ему райисполком дал два года.

И усадьбу в деревне Краски Волковысского района несколько лет назад купил россиянин. Сегодня уже благоустроили парк в поместье, отреставрировали флигель и оранжерею. Разработана проектная документация на здание.

– Это нормальная практика, когда памятники историко-культурного наследия выкупают частные лица, – замечает Наталья Пасюта. – Тем более что по условиям договора владелец обязан провести реставрационные работы и использовать усадьбу как туристический объект, а не в личных целях.
«Родственника» Версаля подарят детям

Часть дворянских поместий включаются в инвестиционные областные и государственные программы, часть находят хозяина через аукционы, а некоторые памятники пытаются воссоздать за средства местного бюджета.

За реконструкцию дворца Друцких-Любецких взялись в Щучине в конце прошлого года. Его называют «родственником» одного из дворцов знаменитого Версаля. Начальник отдела образования Щучинского райисполкома Владимир Дубко рассказал, что к концу 2014 года здесь откроют Центр творчества детей и молодежи, и уточнил:

– На реконструкцию уже потрачено 5 миллиардов рублей из районного бюджета. Дополнительно на продолжение работ попросили в облисполкоме на 2013 год еще 2,5 миллиарда.

Внешне дворец уже выглядит обновленным. Отремонтировали крышу, внутри удалось отреставрировать засыпанный ранее подвал, заменить деревянные перекрытия между этажами на железобетонные.
Двадцать дворцов ожидания

В государственный список историко-культурного наследия входит более двадцати усадебно-парковых, дворцово-парковых комплексов, зданий бывших усадеб, фрагментов поместий. Все они находятся под охраной государства. Процесс их восстановления хоть и движется медленно, но – идет.

А что ждет усадьбы, не включенные в заветный список? Этот вопрос волнует гродненских историков не меньше.

– Есть объекты, которые не сохранить – преступление, – считает Андрей Вашкевич. – Например, 150-летний деревянный дом около деревни Кашубинцы недалеко от Скиделя. Окруженный чудесным парком, он словно сошел со страниц «Пана Тадеуша». После восстановления мог бы стать меккой для желающих красиво и культурно отдохнуть. Достойны внимания комплекс построек «маёнтка» Белые Болота, бывший санаторий в Моньковцах, перестроенный из дворянского дома. А чем хуже большое и симпатичное пустующее здание гминного правления в деревне Лойки или имение в Радзивилках? В этих домах в лучшем случае сейчас находятся сельские библиотеки, в основном же они заброшены и постепенно растаскиваются на строительные материалы.

Историк уверен, что, если не пополнить государственный список этими усадьбами, не взять их под хозяйскую опеку, через десять лет многие из них будут полностью разрушены.


Елена Трибулёва, Эвика Отто

http://vb.by/article.php?topic=4&article=19947

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.