Оглавление
Великие географические открытия
Период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в... читать далее »
Статьи по истории Великих географических открытий
26.12.2013 01:54

Путешествия Марко Поло (1271 - 1295 гг.). Великие Географические Открытия.

Путешествия Марко Поло (1271 - 1295 гг.)
О жизни Марко Поло известно немногое - слишком мало документальных источников того времени дошло до нас. Тот, кто надеется побольше узнать о знаменитом венецианце из его книги, будет разочарован. Для Марко в рассказанной им истории первейший интерес представляла не его персона, а удивительные земли, которые ему довелось увидеть. И все-таки кое-что можно утверждать наверняка. Предки Поло приехали в Венецию из Далмации и никогда не входили в число знатных венецианских купеческих фамилий. 

Когда Марко было шесть лет, его отец Никколо и дядя Маффео отправились в длившееся девять лет путешествие на Восток. За это время мать мальчика умерла, и его воспитывала тетка по отцовской линии. Марко получил вполне сносное для того времени образование - читал Библию и кое-каких античных авторов, умел считать и писать. А свободное время проводил на венецианских каналах или в порту, куда приходили и откуда отправлялись во все концы света нагруженные товаром торговые суда.

Старшие Поло вернулись домой только в 1269. Марко с жадностью слушал их рассказы. Никколо и Маффео сначала побывали в Константинополе, затем отправились в южный Крым и основали там свое торговое дело. Этот путь проделывали многие венецианцы и генуэзцы. Но неугомонным братьям Поло явно не сиделось на месте: из Крыма через закаспийские степи они добрались до Бухары, а оттуда через восточный Туркестан - и до двора хана Хубилая, самого знаменитого из внуков Чингисхана. Хан принял венецианских купцов радушно, возможно, даже даровал им какие-то монгольские титулы. Когда Никколо и Маффео пришло время возвращаться, Хубилай поручил им передать папе римскому, чтобы тот "прислал к нему сотню ученых, владеющих мастерством семи свободных искусств".

Однако, прибыв домой, Никколо и Маффео узнали, что папа скончался, а новый еще не избран. Два года они ждали избрания нового главы Ватикана, но так и не дождались. Потеряв терпение, купцы вновь собрались в путешествие на Восток. На этот раз они взяли с собой успевшего подрасти Марко. Юноше тогда было семнадцать лет.

Акра и Багдад

Летом 1271 с караваном судов, отправлявшихся в порт Акру, три представителя семейства Поло покинули Венецианскую лагуну. Корабли отправлялись в Акру каждый год, этот порт принадлежал основанному крестоносцами Иерусалимскому королевству - форпосту христианства в Святой Земле. Сидевший в Акре представитель папы римского Тедальдо Висконти, разыгрывая какие-то дипломатические ходы, снабдил купцов письмом к Хубилаю. В письме он объяснял хану, почему братья Поло не выполнили его просьбу ("смерть папы помешала выполнению миссии"). 

Но едва венецианцы собрались в дальнейший путь, гонцы привезли из далекого Рима неожиданную весть. Новым папой римским был избран... сам Тедальдо. И хотя он не мог отправить с Поло сотню запрашиваемых ханом ученых, теперь купцы были уже официальными посланниками Рима. Путь до конечной цели путешествия - Китая - предстоял долгий, а дорога обещала быть трудной, полной опасностей и приключений.Однако, у Никколо и Маффео была пайдза - золотая дощечка с личной печатью Хубилая, полученная ими еще во время первого их путешествия. Она была охранной грамотой и обеспечивала безопасность, пищу и кров на всем пути. Однако, лишь на территориях, которые были подвластны монголам. П

ервую остановку после отплытия из Святой Земли купцы Поло сделали в оживленнейшем торговом порту Лаяс, который расположился на берегу залива Искандерун в Средиземном море. Сюда привозили пряности и ткани со всего Востока, которые скупали торговцы из Генуи и Венеции. Оттуда путешественники попали в Малую Азию, которую Марко в надиктованной им книге называет "Туркменией", и сообщает, что там "самые тонкие и красивые в целом свете ковры". Далее венецианцы вступили в пределы Великой Армении. Марко рассказывает читателям, что на горе Арарат находится Ноев ковчег: что-то чернеет на покрытой вечными снегами вершине. 

Затем путешественники добрались до Мосула на западном берегу Тигра ("все шелковые ткани и золотые, что называются мосулинами, ткут здесь"), а оттуда в Багдад, где "живёт калиф всех в мире сарацин с его несметными богатствами". Пожив там какое-то время, троица Поло направилась в Тебриз, славившийся самым крупным в средневековье рынком жемчуга. Жемчужины привозили с берегов Персидского залива, и отсюда они расходились по всему свету. Марко описывает, как продают и покупают жемчуг. Сначала товар осматривали и оценивали приглашенные знатоки, потом продавец и покупатель садились друг против друга на корточки и вели разговоры шепотом, пожимая друг другу руки, прикрытые спущенными рукавами. Никто посторонний не должен был знать, на чем они сторговались.

Разбойники и колдуны

Путешествие по северо-восточной Персии было опасным - на дорогах бесчинствовали разбойники. Встреча с ними едва не стоила путешественникам жизни. На их караван напали, Марко, его родным и нескольким провожатым только чудом удалось бежать. Всех остальных злодеи схватили и перебили.

Мучимые жаждой и потерявшие уже надежду на спасение, венецианцы долго брели по знойной пустыне. И вдруг на горизонте замаячил древний город Балх (северный Афганистан). И хотя после набега монголов от былого великолепия Балха остались одни лишь развалины, путешественники были спасены. Пустыня закончилась, дальше путь лежал через земли, изобилующие дичью, фруктами, орехами и виноградом. В горной области Бадахшан на Памире Марко увидел огромные копи, где днем и ночью рабы добывали бесценные камни: рубины, сапфиры и ляпис-лазурь. В этих местах караван путешественников задержался на целый год - возможно из-за болезни Марко. 

Продолжив свой путь, Поло со спутниками перевалили через высочайшие отроги Памира и дошли до Кашмира. Марко рассказывает, что здешние жители занимаются колдовством: "...ИДОЛОВ СВОИХ заставляют говорить, погоду меняют заговорами, великую темь напускают". Не упускает он возможность отметить и женщин, которые "хотя и черны, да хороши". Побыв в этой стране, путешественники почему-то вновь перевалили через Памир (видимо, не имея точных ориентиров) и вступили в доселе не известные никому из европейцев земли. Это были южные отроги Тянь-Шаня. Воздух там был холодным, вокруг нельзя было встретить ничего живого -даже птиц, а костер разгорался с трудом и "светился необычным светом".

Далее, повернув на северо-восток, путешественники сначала спустились в оазис Кашгар, а затем обогнули с юга пустыню Такла-Макан. Караван двигался вдоль северо-западной и северной окраин Тибетского нагорья, через песчаные пустыни - от оазиса к оазису. Там путешественники запасались как можно большим количеством воды и пищи - неизвестно было, когда они выйдут к следующему островку жизни.

Путь лежал по-прежнему на северо-восток. Пустыня закончилась, теперь караван шел по территории, находившейся под прямым управлением владыки монголов. Хотан с одноименным главным городом понравился путешественникам своим достатком и благополучием ("всего вдоволь, хлопку родится много, у жителей есть виноградники и много садов, народ смирный, занимается торговлей и ремеслами"). 

После Хотана через степи, заселенные северными тибетцами, венецианцы добрались до первого на их пути большого китайского города - Шачжоу. Многое здесь поразило Марко Поло, но больше всего местные похоронные обряды: "Родные покойника, пока он в доме, кормят его: приносят питье и еду, точно как бы живому, ставят перед ящиком, где тело, и оставляют до тех пор, пока мертвец, как они думают, не наестся. И держат его так вплоть до того дня, пока не сожгут".

Потомок Чингисхана

В начале лета 1275 года, по истечении трех с половиной лет после отплытия из Венеции, Поло добрались до главной цели своего путешествия - резиденции Хубилай-хана. Узнав о возвращении купцов, хан выслал им навстречу своих людей. Венецианцев с почестями встретили и сопроводили до ханского дворца, возведенного три года назад в новоотстроенной столице Хан-балык (на территории современного Пекина).

Много удивительного увидел в столице империи молодой венецианец. Он описывает великолепные хоромы хана, пышные охотничьи выезды, пиры, которые продолжались по нескольку дней. "В Хан-балыке невообразимо много людей и домов, так что просто невоз
можно их пересчитать, - повествует Марко. - Одних только девиц легкого поведения, предлагающих свои услуги, насчитывают 20 тысяч, и все находят клиентов, ведь в город ежедневно приезжает несчетное количество торговцев и чужеземцев". 

Улицы Ханбалыка были вымощены камнем. С башен солдаты постоянно следили за тем, чтобы ни в одном из многочисленных многоэтажных деревянных домов не возник пожар: "С башни тут же подавали предупредительный сигнал". Еще больше поразил венецианцев город Кинсай (современный Ганцзы) в Южном Китае. В те времена это был самый густонаселенный город мира - миллион жителей! Как и Венеция, Кинсай был построен на каналах, которые бороздили тяжелые грузовые лодки, барки, прогулочные суда. 

Главная улица-канал пересекала огромный город с севера на юг, а вдоль нее выстроились бесконечные харчевни, постоялые дворы, чайные дома, торговые ряды, в которых покупателям предлагали украшения, косметику, наборы шахматных фигур и даже такую поразившую венецианцев роскошь, как... корм для кошек. В этом городе движение не стихало ни днем ни ночью.

Не меньше, чем процветанием монгольской империи, Марко восхищался ее правителем. Много страниц в его рассказе отведено "великим делам и диковинам величайшего государя всех татарских князей, доблестного великого хана Кублая". Он и храбр в бою, и справедлив к поданным, и рачительный благоразумный хозяин. Например, сохранил самую передовую по тому времени китайскую почтовую систему. Густая сеть станций обеспечивала быструю передачу новостей в этой огромной державе. "На станциях держат более 200 000 лошадей, всегда готовых к замене для проезжающих", -рассказывал Марко Поло.

Описывал он и внешность хана: "Росту он хорошего, толст в меру, лицом бел как роза, глаза черные, славные". Еще Марко счел достойным упоминания, что у хана четыре жены и множество наложниц. "Когда он собирается провести ночь с одной из них, то приказывает вызвать ее в свои покои".

Прошел год, как купцы Поло обосновались в монгольской столице. Марко был уже неплохо знаком с нравами и обычаями татар (так он называл монголов) и, как он уверял, хорошо читал и писал на четырех языках. Вряд ли он мог за такой малый срок настолько освоить китайский и монгольский. Скорее он изъяснялся на персидском - международном языке путешествующих по Востоку торговцев. Но незнание монгольского не помешало молодому венецианцу попасть на государственную службу.

Посол по особым делам

Молодой Марко понравился хану уже при первом знакомстве - серьезный взгляд, сдержанные манеры, умные ответы на вопросы. Уже очень скоро он начал выполнять разные поручения Хубилая. Марко Поло отправлялся в длительные поездки в отдаленные китайские провинции, а по возвращении докладывал правителю о положении дел.

Он был не первым чужеземцем, который служил монголам. Китайские источники того времени довольно часто упоминают об иностранцах при ханском дворе. Но только в том случае, когда они занимали высокое, приближенное к правителю положение. О Марко Поло в хрониках XIII века нет ничего. Видимо, его роль при дворе Хубилай-хана была не столь важной, как ему того хотелось бы. Утверждения венецианца, что на протяжении трех лет он управлял одной из китайских провинций, тоже не подтверждаются китайскими источниками. 

Хотя, возможно, это была не честолюбивая выдумка Марко Поло, а позднейшая ошибка переводчиков его книги, которые вместо "sejourna" (пребывает) написали "seigneura" (правит). Долгих семнадцать лет купцы Поло прожили в Китае. Пора было думать и о возвращении домой. Хубилай-хан сильно постарел, его время подходило к концу. Все труднее ему было удерживать под контролем огромные владения. Наместники в провинциях все больше отдалялись от центральной власти, и никакие облеченные полномочиями посланники хана уже не могли контролировать ситуацию на местах.

В обратный путь

Наконец, подвернулся и удобный повод, чтобы отпроситься. В 1292 ко двору великого хана прибыли гонцы монгольского наместника в северной Персии -с просьбой найти для него невесту. Венецианцы тут же вызвались сопровождать монгольскую принцессу Кокечин в Тебриз. Факт путешествия принцессы подтверждают китайский и персидский источники, составленные много лет спустя после появления записок Марко Поло. "Если бы не этот счастливый случай, мы никогда бы не уехали, несмотря на все старания, и не вернулись бы в родную страну," - признавался Марко Поло своему "биографу" Рустичано в генуэзской тюрьме. 

Путешествие растянулось на три года. Хубилай-хан приказал снарядить караван из 14 кораблей на "шесть сотен человек, не считая матросов" и дал им продовольствия "на десять лет". Флотилия снялась с якоря в "великой гавани Зайтон" и поплыла на юго-запад по Южно-Китайскому морю. По пути Марко Поло обнаружил много "удивительных и сказочных вещей".

Они проплыли мимо Зондских островов, в частности Явы, которую склонный к преувеличениям и превосходным степеням венецианец счел "самым большим на свете" островом. В Индийский океан корабли плыли через Сингапурский и Малаккский проливы. Но перед этим путешественники высадились на Суматре и прожили здесь пять месяцев, укрывшись в выстроенных деревянных укреплениях от туземцев, "которые жрут людей, как звери". Здесь они, к своему удивлению, встретили много арабских купцов, осевших в местных городах и не без успеха обращавших горожан в мусульманскую веру. Покинув Суматру, флотилия двинулась дальше и прошла мимо островов "Некуверан" (Никобары). Здесь "народ совсем дикий, - повествовал Марко Поло. - И мужчины и женщины ходят голыми и совсем ничем не прикрываются".

К этому времени состав экспедиции сильно сократился: из шестисот человек, вышедших в плавание, оставалось лишь 18, считая принцессу Кокечин. Что случилось с остальными? Может быть, они стали жертвой эпидемии? Или буря потопила несколько кораблей? На этот счет венецианец не дает никаких разъяснений. Отплыв от берегов Индии, Марко и его спутники пересекли Индийский океан и причалили к берегам Занзибара и Момбасы в Африке. Марко Поло путает Занзибар с Мадагаскаром. Но несмотря на то, что дает о Мадагаскаре много неверных сведений, всё равно остаётся первым европейцем, сообщившим о нём. До этого его знали только арабы. А японский остров Чипангу, о посещении которого рассказывает Марко Поло, до него не был известен никому.

В конце концов путешественники добрались до Персии и бросили якорь в уже знакомом Ормузе. Благополучно доставив принцессу в Тебриз, купцы Поло продолжили свой путь домой. Они добрались до Трапезунда, оттуда до Константинополя. А закончилась экспедиция, которая началась почти четверть века назад, зимой 1295. Поло вернулись домой. Но спокойная жизнь явно не была написана Марко на роду: через три года вспыхнула война с Генуей, в результате которой Марко встретился с Рустичано, а потомки получили возможность узнать об удивительной одиссее Марко Поло.

«Книга» Марко Поло и характер ее автора

В 1297 Марко, участвуя в морском сражении между Венецией и ее торговым соседом Генуей, попал в плен. В тюрьме его яркие рассказы о путешествиях в 1298 записал один из сокамерников — пленный из Пизы Рустичано. После освобождения в 1299 Марко вернулся в родной город, где прожил еще 25 лет состоятельным человеком, несомненно, не раз повторяя свое повествование. До нас дошло более 140 списков на дюжине языков и диалектов, содержащих в основном одни и те же сюжеты из «Книги о разнообразии мира...». Европейцы получили некоторое представление о большой стране Китай, якобы сказочно богатой Японии, островах Ява и Суматра, о богатейшем Цейлоне и Мадагаскаре. 

Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, о горючих «черных камнях» (каменном угле ) и, главное, о местонахождении пряностей, ценившихся на вес золота. Это сообщение вдохновляло купцов на поиски путей приобретения пряностей, что в дальнейшем привело к уничтожению арабской торговой монополии и, в конечном итоге, к переделу мира. За склонность к преувеличениям, вымыслу Марко получил прозвище «Миллион». Современникам было нелегко разобраться, где у Марко Поло правда, а где разыгравшаяся фантазия.

В XIV-XV веках «Книга» Марко служила одним из руководств для картографов, хотя в оценке расстояний он ошибался чаще всего. Его географическая номенклатура в значительной степени повторяется на многих картах, в том числе таких известных, как Каталонская (1375) и круговая Фра-Мауро (1459). Большую роль книга Марко сыграла в истории Великих географических открытий, став настольной книгой для выдающихся космографов, португальских и испанских мореплавателей, в том числе для Христофора Колумба, чьей рукой спустя 200 лет сделаны пометки на полях. Сочинение Поло принадлежит к числу тех редких средневековых произведений, которые читаются до сих пор. В книге много народных поверий, легенд и сказок.

Биографы представляют Марко как весьма энергичного, выдержанного и терпеливого человека. Он имел дар наблюдателя, был хорошим, но увлекающимся рассказчиком, довольно правдивым при передаче чужих сведений. Марко Поло обладал типичной чертой венецианцев той эпохи — жаждой наживы, а в последние годы жизни стал придирчивым и проявлял скаредность по отношению к жене, трем дочерям и ближайшим родственникам, что приводило к частым ссорам и даже судебным разбирательствам. Перед смертью Марко дал вольную одному из своих рабов и завещал ему крупную сумму денег.

Вместо эпилога

Вернувшись из Китая, Марко Поло прожил еще 25 лет -почти столько, сколько провел в странствиях вдали от родного дома. Современники в этот период его жизни запомнили Марко как энергичного и общительного человека. Он продолжал заниматься коммерцией, правда, уже не покидая пределы Италии. Поло женился и стал отцом трех дочерей. В родном городе Марко был знаменитостью - книга его странствии уже была переведена с французского на латынь и на итальянский. Марко сам приложил немало усилий для ее распространения. Известно, что в 1307 году одну из ее копий он передал с посланником брату французского короля Карлу Валуа.

К концу жизни Марко переменился - стал неуживчивым и скаредным стариком, часто ссорился с родней, даже судился с близкими. Скучал ли он по дальним странам? Биографы об этом умалчивают. Когда в 1324 году Марко Поло скончался в возрасте 70 лет, его наследство составило приличную по тем временам сумму, но сказочными богатствами, которые ему приписывала досужая молва, он не владел. Так, по крайней мере, следует из текста его завещания.

В родной Венеции о нем сегодня мало что напоминает - лишь скромный дом. Могила Марко Поло не сохранилась. От его удивительной жизни осталась только книга, которой люди зачитываются вот уже семь столетий. И не перестают дивиться приключениям, которые пережил "знаменитый гражданин города Венеции, господин Марко, сын господина Никколо Поло". 


Источники:
Мозер Ульрика. Марко Поло: четверть века в странствиях // Гео № 4-2004 
Магидович В.И. Марко Поло // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2004 

http://asknp.ru/2007/12/02/puteshestvija-marko-polo-1271-1295-gg..html

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.