Оглавление
Великие географические открытия
Период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в... читать далее »
Статьи по истории Великих географических открытий
25.05.2013 00:07

Подготовка экспедиции Магеллана, корабли, снаряжение и личный состав. Великие Географические Открытия.

Подготовка экспедиции Магеллана, корабли, снаряжение и личный состав
 Итак, попавший в 1514 году в немилость к португальскому королю Мануэлу I Фернан Магеллан оставляет госслужбу, через какое-то время покидает родину с намерением найти себе применение в Испании. В 1517 году он прибывает в Севилью. Севилья, расположенная на реке Гвадалкивир, была главным городом Андалузии и самым значительным портом Испании по организации океанских плаваний. В этом городе концентрировались главные технические, финансовые и  людские ресурсы. Здесь было много богатых и влиятельных людей.

 

 

Чтобы проявить себя тут, нужно было предложить этим самым людям что-то стоящее, что-то такое, от чего они были бы не в силах отказаться. Это «что-то» было осуществить давнюю мечту испанской короны - найти проход к Молуккским островам (Островам Пряностей) с запада,  в обход уже открытых земель в Америке. Для осуществления такого мероприятия нужно было не только желание, не только корабли и средства. Требовался опытный, решительный и надежный человек, который смог бы возглавить экспедицию.

 

Магеллан идеально подходил для организации подобного мероприятия. Дело в том, что он уже бывал лично на этих островах. Он зарекомендовал себя опытным моряком, отважным воином и хорошим организатором. И сам Магеллан давно вынашивал планы подобного путешествия. Лучшей кандидатуры для руководителя экспедиции было не найти.

 

Линия раздела по Тордесильясскому договору Молуккские острова и весь путь к ним и от них в Европу на тот момент находились под контролем португальцев. Но законность владения Островами Пряностей могла бы быть легко оспоренной испанцами согласно пресловутому  Тордесильясскому договору. Ведь линия разграничения сфер влияния проходила по 49 градусу западной долготы (в современных координатах). Восточнее этой линии – владения Португалии. Но западнее – Испании. И если приплыть к Островам Пряностей двигаясь на запад, то можно было апеллировать к верховному арбитру – римскому святому престолу -  и потребовать острова себе.

 

Итак, интересы Магеллана и интересы испанской короны совпадали. Нужно было действовать. Магеллан и (его товарищ и компаньон Руи Фалейро) первым делом получают испанское подданство. С помощью Хуана де Аранда, одного из влиятельных людей  Севильи и Диогу Барбоза, также бывшего португальца (и ставшего потом свекром Ф.Магеллану) им это удается. Отныне он не Фернан Магеллан, а «Fernando de Magallanes» — Фернандо-де-Магальянес, или Фернандо Магеллан, как мы привыкли называть его на русский манер.

 

Один в поле не воин

Следующим важным шагом было заинтересовать владельцев капиталов – банкиров, торговцев, плюс влиятельных чиновников и, разумеется, короля Карлоса I в организации такой экспедиции.

С помощью друзей Магеллан попадает к королю и излагает ему свой план.

Известно, что еще со времен Колумба все заморские экспедиции были «совместным предприятием» короны и «частных инвесторов». Составлялся договор, где оговаривалась ответственность, вклады и доля каждого участника в будущей добыче. Корона, как правило, выполняла роль «крыши» Она имела «контрольный пакет» и ставила своего «смотрящего». Руководитель экспедиции был обязан во всем отчитываться о своих действиях перед королем и «пайщиками-акционерами».

 

Одним из убедительных аргументов Магеллана стала попавшая к нему  в руки карта, основанная на результатах предыдущих плаваний испанцев и португальцев. Их экспедиции уже доходили до устья реки Ла-Плата, который они принимали за пролив в «Южное море», но пройти по нему не пробовали. Заручившись поддержкой финансистов, Магеллан сумел заинтересовать своим предложением испанского короля и получил его одобрение. Король подписал договор и дал отмашку на подготовку плавания.

 

Препятствия

Несмотря на высочайшее одобрение, Мегеллан с самого начала столкнулся с многочисленными препятствиями на этапе подготовки и организации экспедиции. Эти препятствия чинили как потенциальные конкуренты на лидерство в экспедиции, так и португальский посол Алвару да Кошта. Этот рыцарь плаща и кинжала работал по всем направлениям, чтобы сорвать планы Магеллана и Испании. Сначала он убеждал самого Магеллана в том, что его проект – утопия. Потом пытался его запугать. Потом задобрить, предлагая вернуться в Португалию, чей король был готов сменить гнев на милость. Угрозы не подействовали. Пряники тоже. Тогда посол подослал к Магеллану наемных убийц. Покушение сорвалось.

 

Но посол продолжал вредить: срывал поставки снаряжения, натравливал испанских командиров на «португальца» Магеллана, короче, вел себя как тот «генерал» из «Сказки про Федота-стрельца». Но Магеллан сумел переиграть всех врагов, показав свою волю и решительность уже на начальном этапе, чем вызвал расположение команды и самого короля.

 

22 марта 1518 Карлос I утверждает план Магеллана. В соответствии с договоренностями, Фернандо Магеллану и Руи Фалейру, как Генеральные капитаны (что соответствовало званию адмирала) получат двадцатую часть (5%) прибыли. Кроме того, они и их наследники получат право на управление открытыми землями плюс всевозможные титулы.

 

Довольно скоро имя Руи Фалейру исчезнет из всех договоров. По какой причине компаньон Магеллана впал в немилость, историки только лишь предполагают. Известно лишь, что он принял свою «отставку» очень близки к сердцу «и подвинулся рассудком».

 

Конфликты с испанскими капитанами судов начались сразу по их назначению и продолжались все время подготовки. Дошло до того, что король даже «топнул ногой и погрозил пальцем» недоброжелателям Магеллана, усмирив их ретивость. Правда и Магеллану было предписано ограничить число португальцев среди членов экипажа. И, тем не менее, число опытных в морском деле «гастарбайтеров» из соседней страны получилось достаточно большим. Очевидно, что Магеллан стремился собрать как можно больше преданных лично ему людей.

 

На собранные для организации экспедиции средства Фернандо Магеллан &Co подготовили пять кораблей. Это были полноценные нао (или карраки) которых по традиции некоторые называют каравеллами. Хотя грань между каравеллами и карраками достаточно условная - многие карраки несли на корме косые латинские паруса для удобства маневрирования и наоборот, многие каравеллы имели на фок-мачте прямые паруса.

 
Корабли и снаряжение экспедиции Магеллана

Итак, парусники «Тринидад»,  «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» взяли на борт более 250 членов экипажа плюс запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания.

Провизия была обыкновенна для тогдашних морских плаваний: мука, различные крупы, фасоль, сухари, вино, растительное масло, копчености и солености, мед, сухофрукты.

Вооружение флотилии состояло из 70 пушек разной мощности, были аркебузы, арбалеты, холодное оружие и доспехи.

Товары для предполагаемой обменной торговли: металлические изделия, разную материю, украшения, бусы, зеркала, всякие побрякушки.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой снаряжения, продуктов и товаров для предполагаемой торговли.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи (*). (Для сравнения: первая экспедиция Колумба обошлась в сумму примерно 4 миллиона мараведи.)


http://tur-plus.ru/magellan/magellan-preparo.htm

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.