Оглавление
Великие географические открытия
Период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в... читать далее »
Статьи по истории Великих географических открытий
03.01.2013 18:38

Записи Антонио Пифагетты, сделанные во время кругосветного путешествия Магеллана. Великие Географические Открытия.

Записи Антонио Пифагетты, сделанные во время кругосветного путешествия Магеллана
Антонио Пифагетта родился в 1480-м году в итальянской Виченце. Известно, что его отец Антонио Джованни Пифагетта принадлежал к знатному семейству, но вел довольно распутный образ жизни. Поэтому историки до сих пор не уверены, кто же стал матерью ученого. Им лишь удалось выяснить, что у Антонио Джованни были длительные связи по крайней мере с тремя женщинами, Кастелланой Кальтрано Терренато, Лусией Музан де Мало и Анджелой Далла Зога, поэтому логично предположить, что матерью Антонио стала одна из них. Из исторических документов удалось выяснить, что у его отца было множество детей, но только Антонио обладал достаточно крепким здоровьем, чтобы пережить детство. Видимо поэтому он получил все блага, которые полагались отпрыску знатного рода Пифагетта. Антонио рос в окружении нянек и учителей, поэтому он и получил прекрасное, особенно для средних веков, образование. С юности он занимался исследованиями в астрономии, географии и картографии, использовал астролябию, а также магнит в качестве компаса. Позже он совершенствовал свои знания в университете Святого Франческо, самом престижном учебном заведении Италии при Папе Римском Льве Десятом.

К началу шестнадцатого века Антонио Пифагетта был уважаемым ученым, очень известным в своей стране. В 1518-м году он вошел в делегацию нуньеса (постоянный дипломатический представитель папы Римского) и сопровождал его на приеме у испанского короля Карла Пятого. Так Пифагетта и узнал о готовящемся путешествии португальского мореплавателя Магеллана к Индии. Дело в том, что экспедиция не получила одобрения у португальской короля, поэтому путешественники отправились к более молодому Карла Пятому, который поддержал их авантюру. Магеллан собирался сделать то, чего так и не смог сделать Колумб — найти короткий путь к Ост-Индии через запад. О своем решении отправится в путешествие с великим мореплавателем Пифагетта писал следующее:

«В 1519 году я был в Испании при дворе Карла Пятого, короля Римской империи в сопровождении монсеньора Черикато, протонотариея  и апостольского проповедника, который по достоинству был возведен в сан епископа и князя Терамо. Мы беседовали о книгах, которые я читал и о разговорах, которые он имел с учеными, которые посещают дом прелата. Он рассказал об удивительных вещах, которые видели за океаном эти люди. Я решил убедиться в них своими глазами. Все это было сделано не для того, чтобы развлечь других людей последующими историями, или заставить их изменить свое отношение ко мне, я хочу быть полезным во время путешествия, ведь я обладаю необходимыми для экспедиции знаниями».

Из этой заметки мы видим, что Антонио Пифагетта был ученым «до мозга костей», который испытывал тягу ко всему неизвестному и неизученному и хотел делиться знаниями с другими. Благо, он для этого имел все связи и средства. Вооруженный рекомендательным письмом он отбыл в Малагу на лодке, а затем и в Севилью, где собиралась экспедиция, которая через три месяца должна была отойти от берегов Старого Света. Флот состоял из пяти кораблей и более двухсот человек. Он был принят в качестве пассажира на борт главного корабля, поскольку принадлежал к дворянской семье. Так ученый стал добровольцем в поисках приключений и военного опыта. Интересно, что его имя в журнале «Тринидада» было записано либо как "Антонио Ломбарди", либо "Антонио де Милан " (точно не известно). Некоторое время молодого человека никто не желал воспринимать всерьез, но благодаря своим знаниям он смог завоевать доверие Магеллана и служил в качестве лингвиста и картографа.

В конце ноября 1519-го года экспедиция добралась до берегов Бразилии, и начала огибать Южную Америку, пытаясь найти заветный пролив, который бы открыл путь к Индии. Именно тогда испанцы впервые увидели пингвинов. И даже этому событию в записях Антонио Пифагетта уделено немалое внимание:

«Мы остановились на двух островах, где увидели множество пингвинов и морских львов. Они черные, все их тело покрыто мелкими перьями, а крылья выглядят абсолютно лишними, поэтому они не летают: они питаются рыбой и являются очень большими. Мы запасли их мясо, но чтобы содрать кожу потребовалось несколько мужчин. Клюв этих птиц напоминает рог. Также нам повстречались и другие удивительные животные - морские львы цвета и размера теленка, которые также похожи на него мордой. Они имеют короткие, круглые уши и очень длинные зубы. У них нет ног, а конечности, которые крепятся к телу, очень похожи на наши руки, с небольшими пальцами, но перепончатые, как на ноги утки. Это довольно жестокие и агрессивные животные, которые питаются живой рыбой. Они имеют  голову и уши мулов, тело верблюда, а их голос напоминает ржание». Согласитесь, довольно необычное описание для морских львов.

В команде Маггелана царила довольно напряженная атмосфера, испанцам очень не нравилось, что ими командует португалец. Путешествие вдоль берегов Южной Америки длилось очень долго. Моряков сопровождали бури и конфликты внутри команды:

«Капитан-генерал Фернан Магеллан решил в дальнее плавание по океану пуститься, где дуют яростные ветры и часты бури. Он решил открыть путь, который доселе не знали моряки. Но осторожный король отговорить его попытался, а команда боялась опасного плавания. Тогда Магеллан скрыл этот смелый план и не рассказывал о нем никому, даже своему экипажу. Капитанам остальных четырех кораблей это не нравилось, да и не нравилось испанцам, что ими командует португалец».

В мае 1520-го года в результате бури был потерян один из кораблей. Наконец, осенью того же года экспедиция вышла к острову Доусона, где пролив делился на два канала. В результате разведки оказалось, что это и есть путь к Тихому океану. 28-го ноября 1520-го года корабли выходят в открытое море. Путь по проливу, который в итоге получил название в честь капитана экспедиции, занял у Магеллана целых тридцать восемь дней. На долгие десятилетия Магеллан останется единственным капитаном, чья флотилия прошла пролив без единой потери. О событиях того длинного путешествия мы знаем из записей Антонио Пифагетты, которые до сих пор остаются единственным достоверным источником о той экспедиции Маггелана.

Однако, напасти испанцев продолжались и после того, как они вошли в Тихий океан. Вот, что писал ученый о суровых реалиях того периода путешествия:

«Среда, 28-го ноября, мы прошли через пролив, чтобы войти в океан, который затем получил название Тихого океана, и по которому мы плавали на протяжении трех месяцев и двадцати дней без вкуса свежей пищи. У нас не было даже хлеба, зато были припасы, испорченные червями, которые пожирали все без исключения, кроме того весь корабль был пронизан невыносимым смрадом крысиной мочи. Вода, которую мы вынуждены были пить, воняла гнилью и несла болезни. Вся команда страшно голодала, мы даже были вынуждены съесть куски воловьей кожи, которыми были обвязаны концы веревок, предотвращая их от гниения. Впрочем, эта кожа, подверженная воздействию воды, солнца и ветра была достаточно питательной для того, чтобы утолить наш голод на четыре или пять дней, чтобы смягчить его немного, и на время позволить позабыть про горячую пищу. Часто мы были вынуждены есть даже опилки, и даже крыс, а на материке нам было достаточно всего дуката, чтобы нормально поужинать. Однако, это еще не все. Нашей самой большой бедой стала специфическая болезнь, от которой распухали десна в точке соединения с зубами, причем на обеих челюстях. В результате мы не могли есть даже ту жалкую пищу, которая у нас имелась. Среди умерших от нее были самые молодые и сильные, моряк девятнадцати лет, патагонский гигант и бразилец, который сопровождал нас. Ко всему прочему еще двадцать пять человек страдали от боли в руках, ногах и других частях тела, но, в итоге они выжили».

Благодаря таким вот записям, понимаешь насколько тяжело было путешествие Магеллана. 6-го марта 1521-го года экспедиция увидела остров Гуам. Местные жители вели с испанцами оживленную торговлю, но вскоре выяснилось, что они воруют с кораблей буквально все, что попадется под руку. В результате моряки не выдержали, высадились на берег и сожгли деревню, убив семь человек. Через несколько дней флотилия Магеллана достигла Филиппинских островов, так испанцы стали первыми представителями Старого Света, кому удалось до них добраться. 17-го марта 1521-го года моряки высадились на необитаемом острове Хомонхом для того чтобы залечить раны и оправится от болезней. Вскоре они уже продолжали путь среди островов. На одном из них Энрике, раб Магеллана, который родился  на Суматре, встретил людей, говоривших на его родном языке, таким образом наконец-то люди обогнули планету. В начале апреля Магеллан высадился в порту острова Себу. На нем испанцы, действуя старыми методами, отлично работавшими в Латинской Америке, попытались установить свою власть. Но их нападение оказалось неподготовленным. Туземцы метали копья в незащищенные доспехами места, испанцам приходилось стремительно отступать. В этом сражении и был убит Магеллан, а Антонио Пифагетта получил серьезное ранение.

Из корабельного журнала, написанного ученым:

«Жители острова преследовали нас по пятам, доставая из воды уже использованные копья, так, они метали каждое копье по нескольку раз. Узнав кто наш капитан, они стали целиться именно в него; при этом им удалось сбить шлем с его головы дважды; но он оставался с небольшой группой людей на своем посту, не покидая его ни на минуту, как и подобает рыцарю, он не пытался продолжать отступление. Мы сражались больше часу, пока одному островитянину не удалось ранить копьем капитана в лицо. Это так разъярило его, что, он кинул свое копье в нападавшего и оно застряло в убитом. Адмирал стал сражаться мечом, но враги ранили дротиком его правую руку. В итоге капитан не мог держать меч, туземцы сразу заметили это и напали на него толпой. Саблей ему ранили левую ногу, и он упал навзничь. В тот же момент все туземцы набросились на него всей оравой и начали колоть копьями и другим оружием, которое имелось у них. Так убили они свет наш, наше зерцало, утешение наше и верного нашего предводителя».

По возвращении в Испанию, Антонио Пифагетта предоставил копию корабельного журнала королю Карлу Пятому. Эти записи содержали обширные наблюдения о географии, климате, растениях, дикой природе и коренных жителях тех мест, где побывала экспедиция. Огромное внимание было уделено и Южной Америке, вдоль берегов которой моряки плавали больше года. Например, Пифагетта был первым, кто описал языки коренных народов Бразилии. Вторую копию своей работы, ученый предоставил папе римскому Клименту Седьмому. Все свои записи ученый собрал в книгу под названием «Primo Viaggio Relazione intorno Al Mondo», опубликованную в Италии в 1536-м году. Вскоре после этого Антонио Пифанетта умер в родной Виченце.

На долгое время труды ученого считались утерянными, но в 1800-м году одна из копий была обнаружена в библиотеке Амброзиана. До сих пор работа Антонио Пифагетты считается самым достоверным источником знаний о путешествии Магеллана. Интересно, что она написана не сухим языком корабельного журнала, а в стиле рыцарской литературы, где капитан предстает настоящим героем, каким он и являлся.

http://latindex.ru/content/articles/12793/

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.