ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Новости по истории Великой Отечественной войны
26.04.2015 13:51

Недолгая дружба заклятых союзников: встреча на Эльбе глазами очевидцев. Великая Отечественная война.

Недолгая дружба заклятых союзников: встреча на Эльбе глазами очевидцев
25 апреля 1945 года, примерно в 12:30 утра лодка с шестью американцами причалила к «русскому» берегу Эльбы. Гостей встречали трое советских солдат. Но в самый последний момент американцы замешкались: их глазам предстала картина, которую они никак не ожидали увидеть.

«На 50 ярдов по обе стороны от нас земля была сплошь устлана мертвыми телами женщин, стариков, детей. Я до сих пор помню мертвую девочку лет пяти-шести: одной рукой она прижимала куклу, а другой держалась за руку матери. Трупы лежали на берегу, как дрова», - так описал первые минуты встречи на Эльбе рядовой армии США Джо Половски.

Американская лодка причалила к фермам моста, разрушенного мощным взрывом. Даже после разрушения моста немецкие беженцы пользовались им, как единственным средством перебраться в американскую зону.

«Тела погибших мешали русским подойти к нам. Мы рвались друг к другу, возбужденные, радостные, и вдруг - мертвые тела. Котцебу, человек религиозный, был потрясен этой сценой. Он не знал русского, а русские не знали английского. Котцебу сказал мне: «Джо, давай договоримся с русскими - пусть этот день станет важным днем в жизни наших стран, днем памяти о всех невинно погибших. Скажи им это по-немецки», - вспоминал потом ветеран Второй мировой войны Джо Половски.

Рядовой Джо Половски одним из первым смог пожать руку советскому солдату во многом благодаря тому, что он был в приятельских отношениях со своим командиром - лейтенантом Альбертом Котцебу, - самым бесшабашным американским офицером, командиром разведгруппы 273-го полка армии США.

Американский лейтенант с русским характером

Лейтенант Котцебу стал первым американцем, встретившимся с советскими солдатами на Эльбе. Красноармейцев возглавлял Григорий Голобородько, тоже лейтенант. Но их совместной фотографии – не найти. По некоторым данным, Котцебу сразу после встречи был подвергнут наказанию за эту встречу, и даже помещен на гауптвахту. Сохранилась только вот эта – Котцебу на переднем плане, рядом с ним группа мирных жителей Германии.

25 апреля разведгруппа Котцебы нарушила распоряжение своего начальства, и подъехала слишком близко к нашим позициям, собственно, благодаря этому и произошла историческая встреча. Но даже после этого лейтенант не вернулся в свою часть, и опять - по неуважительной причине.

«Несмотря на поздний час, встретили радушно, гостеприимно и даже празднично. Тот поздний ужин как-то незаметно перешел в ранний завтрак… Забегая вперед, скажу, что отряды Котцебу и Крейга заночевали на позициях Красной Армии в тот день, а герои официальной встречи, наоборот, отправились на базу США, где им устроили радушный и гостеприимный пир», - так рассказывал о своей встрече с Котцебу старший лейтенант Григорий Голобородько. Майор Крейг, о котором говорит Голобородько – это начальник еще одного патруля, отправленного на поиски «потерявшегося» Котцебу.

Свое нестандартное для американского военного поведение, лейтенант Котцебу смог объяснить начальству, а самое главное - самому себе значительно позже, когда выяснил свою родословную.

«Один из моих предков, драматург Август фон Котцебу, был фаворитом русской императрицы Екатерины Великой, другой, Отто фон Котцебу, был русским мореплавателем. Он открыл пролив у северо-западного побережья Аляски, который назван его именем», - так расскажет о своих русских корнях бывший лейтенант армии США Альберт Котцебу.

Сувениры, «шпик» за столом и увеселительная поездка в Берлин 

25 апреля 1945 года начались массовые братания советских и американских солдат. И это несмотря на то, что в это время на улицах Берлина еще шли ожесточенные бои, и Прага тоже еще оставалась в руках немцев. Но событие, которого ждали на протяжении четырех лет, отменить или запретить было уже нельзя.

«Мы не понимали друг друга, но единство чувств было очевидно. Мы были солдатами, братьями по оружию, разгромившими общего врага. Война кончилась, и мир был уже совсем близко. Значит, каждый из нас проживет - это уж точно - еще один час, еще один день», - из воспоминаний участника встречи на Эльбе, ветерана армии США Пола Стауба.

«Это был первый и последний яркий всплеск симпатий «рядовых тружеников войны». Радиообщение американских и советских солдат началось еще до 25 апреля, а уж в этот день мимолетные встречи взрослых людей представлялись им началом дружбы навеки», - говорит кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.

Недолгая дружба заклятых союзников: встреча на Эльбе глазами очевидцев

Последующие дни были отмечены целой вереницей американо-советских встреч на самых разных уровнях. Братались командиры полков, корпусов, дивизий… По воспоминаниям наших офицеров, участвовавших в тех праздничных мероприятиях, вызывало удивление, насколько раскованно ведут себя американцы. У них поголовно была идея фикс: заполучить какую-нибудь мелочь на память от русских. Самыми популярными сувенирами были эмблемы и звездочки с погон, пуговицы (порой, в разгар дружеского застолья, их отрывали с мундира даже без ведома хозяина). Зачастую офицеры менялись наручными часами, портсигарами...

«Мы пили за встречу, звучали аккордеон и балалайка, все танцевали. Русские пели американские песни. Оказалось, что некоторые ребята умеют играть на гитаре. С нами было еще несколько человек из гитлеровских лагерей принудительного труда. Русские девушки тоже были среди танцующих. Это было удивительное зрелище. Оно запомнилось мне навсегда. Эти воспоминания и сейчас скрашивают мою жизнь, несмотря на все ее трудности, главная из которых - всеобщее безразличие», - вспоминал потом о встрече на Эльбе ветеран армии США Билл Шанк.

Ветеран Великой Отечественной войны Юрий Тимошенко рассказал, как во время одного из застолий «досталось на орехи» одному подозрительному типу, которого приняли за шпиона, но из-за стола не прогнали: «Обычную после первой рюмки тишину нарушил сидевший против нас шпик. Наливаясь кровью, он громко кашлял и отплевывался. Оказывается, кто-то подлил в его бокал уксус. Этим «кем-то», как выяснилось позже, был шофер, привезший нас сюда. Он издевался над шпиком весь вечер. Во время второго тоста, когда все встали, он незаметно убрал стул шпика, и тот, садясь, грохнулся на пол. Позже шофер, взяв свечу со стола, долго поджигал висевшую на спинке стула пилотку шпика».

Во время торжественного рандеву в Торгау двух командующих корпусами генералов-союзников - Бакланова и Хюбнер - американская корреспондентка Викения Урвин решила с приятелем отправиться в Берлин, чтобы увидеть штурм города своими глазами, села в машину и отправилась в тыл советских войск. Сотрудниками госбезопасности она все же была позже задержана. Сотрудники органов ГБ установили, что проворная американка, вырвавшись на «оперативный простор», успела взять блиц-интервью у санитарки медсанбата и даже сфотографировать ее. Чекисты потом тщательно выяснили у девушки, о чем ее спрашивала зарубежная гостья и какие были даны ответы. Ничего криминального в несанкционированной беседе вроде бы не обнаружилось, но наши борцы со шпионами так и не могли понять, для чего это понадобилось заокеанской журналистке. Невдомек им было, что даже такая пустяковая беседа с простой советской санитаркой была тогда настоящим «гвоздем» для американских газет.

Конев - коня, Брэдли – Виллис

Вскоре после неофициальных встреч на Эльбе, состоялась и встреча союзников на высшем уровне. Командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев пригласил группу американских генералов во главе с командующим 12-й армейской группировкой американских войск Брэдли в расположение своего штаба - на товарищескую встречу. Генерал Брэдли потом записал: «Русские офицеры встретили нас шумно и весело. Русская водка и бесконечные тосты за Победу свалили с ног генералов и офицеров многих штабов - и советских, и американских…»

Маршал Конев перенес застолье значительно легче: «После первых, официальных тостов за столом возникла дружеская беседа, прерываемая уже, как говорится, локальными тостами в честь представителей наших и американских штабов, командующих армиями, представителей различных родов войск. Тосты были теплыми и искренними. Они свидетельствовали о том, что мы взаимно и по-настоящему уважаем друг друга и ценим нашу боевую дружбу, возникшую и окрепшую в борьбе с общим врагом».

После обеда перед собравшимися выступил ансамбль песни и пляски 1-го Украинского фронта. Артисты были в тот день в особом настроении. Кроме наших песен, они спели американскую шуточную песенку «Кабачок», английскую «Тииерери». Все это было восторженно встречено гостями. Ну а потом им показали украинский гопак и русский перепляс - коронные номера наших танцоров.

«Генерал Бредли, сидя рядом со мной, заинтересованно расспрашивал, что это за ансамбль, откуда здесь, на фронте, эти артисты. Я сказал ему, что ансамбль состоит из наших солдат, прошедших вместе с войсками фронта большой боевой путь. Однако, как мне показалось, он отнесся к моему ответу без особого доверия», - вспоминал потом маршал Конев.

Бредли поблагодарил за концерт и после окончания объявил о решении правительства Соединенных Штатов наградить меня как командующего 1-м Украинским фронтом высшим американским орденом.

«По окончании церемонии вручения награды мы вышли вместе с Бредли из особняка на свежий воздух. Я знал, что Бредли собирается подарить мне на память «виллис», доставленный из его ставки прямо на самолете. Со своей стороны, я тоже приготовил ему личный подарок: строевого коня, который следовал за мной всюду с лета 1943 года, когда я вступил в командование Степным фронтом. Это был красивый, хорошо выезженный донской жеребец. Я и подарил его со всей экипировкой генералу Бредли», - рассказывал потом дважды Герой Советского Союза Иван Конев.

«Подарить своего коня, тем более боевого – для военного человека это не так просто, как подарить новенький «виллис», с которым тебя ничего не связывает и связывать не может. Поступок Конева красноречиво говорит о том, что не только простые солдаты, но и высшие военачальники Красной Армии, встречаясь весной 45-го с американцами, были искренни в своих чувствах, верили в то, что - это настоящие союзники, друзья. Вот этим самым Эльба и вошла в историю, - радостная непродолжительная встреча соратников по оружию, объединенных общей целью - уничтожением фашизма», - говорит военный историк Дмитрий Суржик.

Маршал Конев, как и ожидал, получил в подарок легковую машину «виллис» с надписью: «Командующему Первой Украинской группы армий от солдат американских войск 12-й группы армий». Кроме этого, Ивану Степановичу вручили американское знамя и американский автомат.

Встреча на Эльбе не имела военно-стратегического значения. Она формально разделила немецкие войска на две части - северную и южную группировки.

Через некоторое время и американцы, и наше командование полностью заменило воинские части, принимавшие участие в братании на Эльбе (празднование слишком затянулось). Все те солдаты и офицеры, которые «встречался на Эльбе», вспоминали об этих встречах, как о самом счастливом времени, проведенном на войне.

Автор: Олег Горюнов http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201504250944-36my.htm

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.