ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Статьи по истории Великой Отечественной войны
09.08.2013 07:59

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 2. Великая Отечественная Война.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 2
Уже в начале августа командование Южного и Юго-Западного фронтов приступило к подготовке новой наступательной операции. Цель наступления была обозначена в директиве Ставки № 30160 от 6 августа 1943 года. Южный фронт должен был нанести удар в общем направлении Куйбышево – Сталино, где предполагалось соединиться с ударной группировкой Юго-Западного фронта (общий замысел июльской операции был сохранён). 

5 августа началась наступательная операция Воронежского и Степного фронтом по разгрому белгородско-харьковской группировки немецких вооружённых сил. По плану Ставки Верховного главнокомандования силы Воронежского и Степного фронтов должны были рассечь стратегический фронт противника, зайти во фланг и тыл группы армий «Юг», и затем при участии войск Юго-Западного и Южного фронтов разбить все южное крыло немецкого Восточного фронта. 

Надо сказать, что июльское наступление хоть и привело к серьёзным потерям в живой силе и технике, но не подорвало наступательный потенциал Юго-Западного и Южного фронтов. Фронт был стабилен, поэтому после неудачного наступления советские войска, возвращаясь на исходные позиции, эвакуировали подбитые танки. Даже небольших окружений советских частей не было, поэтому стрелковые соединения сохранили свою артиллерию. 

Работали над планом операции представитель Ставки А. М. Василевский, командующие фронтами Р. Я Малиновский, Ф И. Толбухин, штабы фронтов. Василевский предложил командующему Юго-Западным фронтом Малиновскому подготовить план об оказании помощи силам Воронежского и Степного фронтов в освобождении Харьковской области. 6 августа Малиновский отправил свои предложения в Ставку. Юго-Западный фронт готовил операцию по перехвату коммуникаций противника в районе Тарановка, Мерефа, чтобы не допустить рокировки частей вермахта с юного участка фронта на харьковское направление. Этим он должен был оказать содействие силам Воронежского и Степного фронтов в освобождении Харьковской области. Правый фланг Юго-Западного фронта должен был нанести удар южнее г. Змиев в общем направлении на Тарановку, затем на Мерефу. Верховное главнокомандование эту идею не поддержала. В тот же день, 6 августа, Ставка издала директиву, в которой 57-ю армию из состава Юго-Западного фронта передавали в состав Степного фронта. 57-я армия получила задачу наступать на Харьков с южного направления. Основной задачей стал разгром донбасской группировки противника во взаимодействии с Южным фронтом. 

8 августа Василевский представил план действий войск Юго-Западного и Южного фронтов в предстоящей Донбасской операции. 10 августа Москва утвердила этот план. 12 августа, в связи с успешным развитием наступления сил Воронежского и Степного фронтов, Ставка Верховного Главнокомандования уточнила задачи Юго-Западного фронта. Фронт наносил главный удар с рубежа Изюм, Богородичное в общем направлении Барвенково, Павлоград. Правое крыло ЮЗФ форсировало Северский Донец южнее Чугуева и наступая по линии Замостье, Тарановка и далее на южном направлении во взаимодействии с войсками 57-й армии. Войска ЮЗФ должны были отрезать пути отхода на запад донбасской группировке вермахта. 

Войска Южного фронта должны были наступать с рубежа Дмитриевка, Русское, через Старо-Бешево, в обход Сталино. Основной удар наносили севернее Куйбышево в полосе 10-12 км. Прорыв немецкого фронта осуществляли части 5-й ударной, 2-й гвардейской и 28-й армий. В первый день операции, после прорыва передовых немецких позиций, в бой вводились 2-й и 4-й гвардейские механизированные корпуса. Затем в сражение вводили ещё одно подвижное соединение фронта - 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. Учитывая более слабый состав сил Южного фронта, он должен был перейти в наступление 16 августа (ЮЗФ начинал наступление 13 августа).

Немецкие силы. Немецкое командование по-прежнему придавало особое значение удержанию Донбасской области. Лично Адольф Гитлер высоко оценивал промышленное значение Донбасса и считал жизненно важным для Германской империи удержать этот регион. Немецкие войска оперативно построили дополнительные оборонительные рубежи, в первую очередь по рекам (Кальмиус и др.). Учитывая опыт июльских боев, когда только переброска значительных сил с харьковского направления стабилизировало ситуацию, немецкое командование решило более глубоко эшелонировать боевые порядки в стоящих в обороне дивизиях. Были созданы более значительные тактические резервы в частях и соединениях. 

В то же время начало советского наступления на белгородско-харьковском направлении вынудило немецкое командование начать переброску дивизий из Донбасса в район Харькова. В период с 3 по 6 августа на харьковское направление перебросили 3-ю танковую дивизию, танковые дивизии СС «Рейх» и «Мертвая голова» - из состава из состава 6-й армии, танковую дивизию СС «Викинг» - из 1-й танковой армии. Почти в это же время с Миус-фронта на изюмско-барвенковское направление, на северный фланг донбасского участка фронта, перебросили 23-ю танковую и 16-ю моторизованную дивизию. В результате к началу советской Донбасской операции группировка вермахта на этом направлении насчитывала 27 дивизий. 

Обсуждение в штабе Южного фронта плана наступательной операции. В центре сидит командующий фронтом Ф. И. Толбухин, рядом — начальник штаба С. С. Бирюзов и член Военного совета фронта К. А. Гуров. Август 1943 г.

Наступление Юго-Западного фронта

Советское командование хорошо представляло себе, что разгромить противостоящего противника будет крайне сложно. Красной армии предстояло наступать в чрезвычайно трудных условиях, форсируя многочисленные водные преграды, ломать сопротивление врага в местности очень выгодной для обороняющейся стороны. Нужно было пробить линию обороны с огромным количеством огневых средств. Поэтому кроме индивидуальной подготовки личного состава, особое внимание уделили артиллерийской и авиационной подготовке. Командующий Юго-Западным фронтом Малиновский решил начать артподготовку с 5-минутного огневого налёта на передний край противника, затем в течение 60 минут вести методический огонь на разрушение основной полосы обороны, и перед самым началом атаки пехоты при поддержке танков, произвести 10-минутный огневой удар из всех имеющихся средств вновь по переднему краю. При переходе пехоты в атаку, артиллерия переносила огонь в глубину немецкой обороны.

Авиационную поддержку войск Юго-Западного фронта осуществляла 17-я воздушная армия, а Южного фронта — 8-я. В период подготовки операции советская авиация вела разведку, фотографируя отдельные элементы немецкой оборонительной системы, производила наблюдение за перемещением войск противника, не допускала пролётов немецких разведчиков и проводила отдельные операции, нанося удары по аэродромам врага. В период артподготовки авиация небольшими группами должна была нанести удары по опорным пунктам противника на переднем крае, а с началом атаки сухопутных войск, подавлять немецкие опорные пункты за передним краем. В период действия наших войск в глубине немецкой обороны, на авиацию возлагалась задача поддержки подвижных соединений, обнаружения и атаки резервов противника, ударов по отступающим силам врага. 

Юго-Западный фронт в своём первом эшелоне поставил четыре армии, во втором – две армии, танковый и механизированный корпуса. Р. Я. Малиновский сосредоточил основные усилия ЮЗФ в центре, на изюмско-барвенковском направлении. Здесь должны были нанести удар 6-я и 12-я армии под командованием И. Т. Шлёмина и А. И. Данилова. Армии должны были прорвать немецкую оборону на участке Изюм — Богородичное шириной 32 километра. Затем 6-я и 12-я армии должны были двигаться в направлении Барвенково — Павлоград — Орехов, пытаясь отрезать пути отхода немецких войск на запад. На правом крыле ЮЗФ атаковала 1-я гвардейская армия В. И. Кузнецова. Она получила задачу форсировать Северский Донец южнее Чугуева и наступать в южном направлении, взламывая оборону противника во взаимодействии с 57-й армией. На левом крыле фронта наступала 3-я гвардейская армия. Её исходным рубежом был район Лисичанска. Она должна была во взаимодействии с силами правого крыла Южного фронта взломать оборону противника и наступать по линии Артемовск – Константиновка – Славянка. 

Войска второго эшелона фронта решали следующие задачи: 1) 8-я гвардейская армия должна была с рубежа Барвенково — Славянск (здесь проходил второй армейский оборонительный рубеж немцев) развить прорыв 6-й и 12-й армий в общем направлении на Павлоград; 2) 23-й танковый и 1-й гвардейский механизированный корпуса также вводились в полосе наступления 6-й и 12-й армий; 3) 46-ю армию планировали использовать, в зависимости от развития обстановки, также в центре или на правом фланге ЮЗФ. 

Наступление войск Юго-Западного фронта началось не одновременно. Обстановка, которая сложилась в полосе наступления Степного фронта, заставила ускорить начало наступления частей правого крыла Юго-Западного фронта. 12 августа комфронта на основании указаний Ставки отдал приказ 1-й гвардейской армии под началом Василия Кузнецова перейти в наступление утром 13 августа. Подразделения правофлангового 34-го стрелкового корпуса должны были переправиться через Северский Донец, пробить оборону противника и концу 14 августа занять город Змиев. Затем силы армии Кузнецова были должны развивать наступление в южном и юго-западном направлениях. 

После артиллерийского обстрела реку первой форсировала 152-я стрелковая дивизия 34-го корпуса. Стрелки, несмотря на сильное сопротивление противника, преодолели водную преграду и захватили первую линию немецких траншей. В этот же день реку смогли форсировать части 6-й стрелковой дивизии. Бои с самого начала носили упорный характер. Немецкое командование осознавало всю опасность выхода советских войск в район южнее Харькова и прилагало все усилия для того, чтобы восстановить положение на этом участке фронта. Командование ЮЗФ усилило армию Кузнецова артиллерией и передало ей отдельный танковый полк прорыва из 3-й гвардейской армии, перебросив его по железной дороге. Советские войска, преодолевая ожесточённое сопротивление противника, овладели несколькими населёнными пунктами и 18 августа освободили Змиев. Продолжая теснить противника, войска 1-й гвардейской армии к 20 августа вклинились вглубь на 20 км. Немецкое командование, опасаясь удара по харьковской группировке с юга, продолжало стягивать к району наступления армии Кузнецова резервы. 

23 августа войска Степного фронта начали штурм Харькова. Это привело к тому, что Ставка изменила задачи для правого крыла ЮЗФ. 1-я гвардейская армия теперь должна была наносить главный удар в общем направлении на Тарановку, Лозовую, Чаплино, а также часть сил направить вдоль реки для ликвидации обороны немцев по правому берегу Северского Донца. Это наступление должно было привести к нарушению всей системы немецкой обороны и создать угрозу донбасской группировке противника.

16 августа начали наступление войска центра ЮЗФ. Войска 6-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ивана Шлемина наступали в районе Каменки, в северной части плацдарма юго-восточнее Изюма. В составе армии Шлемина было шесть стрелковых дивизий, танковая бригада, два танковых полка. 6-я армия наносила основной удар свои левым крылом в направлении Долгенькой. В первом эшелоне шёл 26-й гвардейский стрелковый корпус в составе, которого было три стрелковые дивизии. Вспомогательный удар наносили соединения 38-й гвардейской стрелковой дивизии 4-го гвардейского стрелкового. Они атаковали на правом фланге армии в районе Изюма. В южной части изюмского плацдарма наступали части 12-й армии под началом Алексея Данилова. В составе армии было семь стрелковых дивизий, отдельные танковая бригада и три танковых полка. Армия Данилова наносила основной удар в юго-западном направлении частями 66-го стрелкового корпуса (3 дивизии), который наступал в первом эшелоне. Во втором эшелоне был 67-й стрелковый корпус.

Ещё 15 августа обе армии провели разведку боем, выделив по одному усиленному батальону от каждой дивизии первого эшелона. Разведывательные батальоны вскрыли настоящее расположение переднего края немецкой обороны, систему расположения огневых средств противника, захватили пленных. Утром 16 августа после мощной артиллерийской подготовки и серии авиаударов, 6-я и 12-я армии пошли в наступление. Началось яростное сражение. Вермахт, опираясь на хорошо подготовленные оборонительные рубежи и прекрасно организованную систему артиллерийского и минометного огня, оказывали упорное сопротивление. Немецкие инженеры на этом направлении, в районах населенных пунктов Каменка, Богородичное, Хрестище и др., создали весьма мощную систему обороны. Контратаки немецкой пехоты и танков следовали одна за другой. Однако, советские войска, ломая сопротивление врага, медленно вгрызались в его оборонительные порядки. Обе стороны несли большие потери. Жаркие бои разгорелись на подступах к Долгенькой и у опорного пункта Хрестище. Яростные схватки происходили и в небе. Немецкая авиация наносила бомбовые удары по наступающим советским войскам. 17-я воздушная армия под командованием Владимира Судеца только в этот день совершила 1338 самолето-вылетов. Советские лётчики сбили 25 вражеских самолетов. 

К концу первого дня 6-я и 12-я армии продвинулись на 2,5–3,5 км. Тяжёлые бои продолжались и 17 августа. Некоторые участки по нескольку раз переходили из рук в руки. Немцы контратаковали крупными силами – 1-2 пехотных полка, при поддержке бронетанковых подразделений. Люфтваффе атаковали порядки советских войск крупными группами – до 50-100 самолетов. Тяжёлые бои на изюмском направлении продолжались в последующие дни. 

22 августа командование фронта ввело в бой 8-ю гвардейскую армию под началом Василия Чуйкова, ей были подчинены 23-й танковый и 1-й гвардейский механизированный корпуса. Ранним утром, после 20-минутной артподготовки, в наступление перешёл первый эшелон армии Чуйкова - три стрелковые дивизии, укреплённые отдельной танковой бригадой, двумя танковыми полками и одним полком САУ. Во втором эшелоне шли две стрелковые дивизии, ещё одна была в резерве армии. Немцы продолжали оказывать яростное сопротивление, за день 8-я гвардейская армия отбила шесть контратак и продвинулась на 6 км. В это время харьковская группировка вермахта отходила на юго-запад в район Полтавы. Немецкое командование, чтобы избежать фланговых ударов по отступающим войскам, принимало все меры для того сохранить позиции на полтавском и барвенковском направлениях. Не считаясь с потерями, ценой огромных усилий, немецкие войска смогли удержаться. 28 августа советское командование отдало приказ 6-й, 12-й и 8-й гвардейской армиям перейти к обороне на достигнутых рубежах. 

26 августа на правом крыле ЮЗФ ввели в бой 46-ю армию под началом Василия Глаголева. В составе армии было шесть стрелковых дивизий, три отдельных танковых полка и один полк САУ. Первый эшелон армии Глаголева (три дивизии) сменил две правофланговые дивизии 1-й гвардейской армии, и начал наступление в направлении Тарановка — Новая Водолага. Армия наступала до 30 августа, продвинувшись на 10 км. Армия Глаголева, как и другие соединения ЮЗФ, испытывала колоссальное давление сил противника. За 4 дня она отразила 32 контратаки противника. Одновременно по ней наносила мощные удары люфтваффе. 30 августа, по приказу командования, армия перешла к обороне. 

Соединения 3-й гвардейской армии под командованием Георгия Хетагурова атаковали на левом крыле Юго-Западного фронта. Наступление началось 22 августа. Левое крыло армии должно было во взаимодействии с войсками 12-й армии разбить силы противника в районе Маяки, а затем развивать наступление в направлении Славянск, Краматорск. Войска армии форсировали Северский Донец, преодолели инженерные заграждения и завязали ожесточенные бои за овладение рубежом Маяки — Райгородок. Тяжёлые бои продолжались на этом направлении до 27 августа. 3-я гвардейская армия не смогла пробить оборону противника и перешла к обороне. 

Августовское наступление войск ЮЗФ было, по сути, продолжением июльской операции. Войска Юго-Западного фронта пытались использовать изюмский плацдарм для того, чтобы выйти на коммуникации донбасской группировки противника, и во взаимодействии с силами Южного фронта разгромить противостоящие им немецкие силы. Также решалась задача по оказанию помощи войскам Степного фронта. Однако армии ЮЗФ столкнулись с мощнейшим сопротивлением противника, который опираясь на хорошо подготовленную систему обороны, насыщенную огневыми средствами, организовал серию контратак, поддержанных танками и авиацией. В результате советские армии не смогли развить первоначальный успех, и вынуждены были перейти к обороне. Юго-Западный фронт смог в ходе этих боёв расширить изюмский плацдарм и захватить новый плацдарм, в районе Змиева. Кроме того, войска ЮЗФ смогли сковать на барвенковском направлении крупные силы вермахта, что серьёзно облегчило наступление Южного фронта, который смог добиться более впечатляющих успехов, освободив Донецкую область. Наступление войск ЮЗФ облегчило и действия Степного фронта. В упорных боях противник понес большие потери, по показаниям пленных в ротах, где к началу боев было 120-150 человек, осталось 40-50 солдат. 17-я танковая дивизия была разгромлена, её свели в боевую группу. 

Автор Самсонов Александр
http://topwar.ru/31470-srazhenie-za-donbass-proryv-mius-fronta-chast-2.html

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.