ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Статьи по истории Великой Отечественной войны
07.08.2013 04:51

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Великая Отечественная Война.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта
17 июля войска Юго-Западного и Южного фронтов приступили к наступательной операции против 6-й и 1-й танковой армий вермахта. Красная армия наступала от Изюма на Красноармейск силами Юго-Западного фронта и от Куйбышева на Сталино силами Южного фронта с задачей разбить немецкую группировку и освободить Донбасс. К 1 августа 1943 года вермахт смог ликвидировать прорыв Миус-фронта советскими войсками и вновь выйти на рубеж реки Миус в районе сел Куйбышево — Дмитровка, до 18 августа наступило затишье. 

Миус-фронт

Укреплённый оборонительный рубеж немецких вооружённых сил на западном берегу р. Миус вошёл в историю как «Миус-фронт». Он был создан ещё в декабре 1941 года и в течение двух зимних кампаний был опорой для отступающих под ударами Красной армии немецких войск. Своим появлением эта укреплённая линия была обязана отступлению группы армий «Юг» от Ростова-на-Дону в ноябре – начале декабря 1941 года. Западный берег реки Миус возвышался над восточным и создавал благоприятные возможности для возведения оборонительной линии.


На рубеж р. Миус немецкие войска вышли в октябре 1941 года. 20 ноября вермахт вошёл в Ростов-на-Дону. 28 ноября советские войска под началом С. К. Тимошенко после жестокого и кровопролитного боя отбили город. Командующий группы «Юг» фельдмаршал Герд фон Рундштедт был вынужден отдать приказ об отступлении, хотя Гитлер не дал разрешения отвести войска на рубеж по р. Миус. Советские войска попытались пробить немецкую оборону, но не смогли.

В течение зимы 1941-1942 гг. немцы создали на реке плотную оборону. К весне немцы построили развитую систему траншей, минных полей, противотанковых рвов и проволочных заграждений. Оборону укрепляли цепи дотов и дзотов, пулемётных гнезд (до 20-30 единиц на один километр) и артиллерийские позиции, а также десятки населённых пунктов, превращённых в узлы сопротивления, с круговой обороной. 

Весной 1942 года советское командование подготовило операцию на этом направлении. Войска Южного фронта под командованием Р. Я. Малиновского должны были внезапным ударом отсечь выступ между Матвеевым Курганом и Самбеком, освободить Таганрог. Глубина планируемой операции была относительно небольшой – около 40 километров. Её предполагалось провести в 2-3 дня. В операции должно было принять участие 4 дивизии и 6 бригад 56-й армии, при поддержке 260 орудий и 60 танков. Из резервов Ставки для проведения операции выделили 3-й гвардейский стрелковый корпус, основой которого была 2-я гвардейская стрелковая дивизия, и танковую бригаду. В наступление также приняли участие морские стрелковые бригады. 8 марта 1942 года советские войска перешли в наступление, но прорвать мощную немецкую оборону не смогли. 14 марта и 24-26 марта 1942 года провалились новые попытки Красной армии взломать немецкую оборону. 

Летом 1942 года вермахт перешёл в наступление на Волгу, Кубань и Кавказ. Миус-фронт был оставлен в тылу. После поражения немецких войск под Сталинградом и в битве за Кавказ, Миус-фронт снова оказался нужен. Его заняли в феврале 1943 года войска, переброшенные с других участков фронта и с запада. 14 февраля 1943 года соединения Южного фронта освободили Ростов и продолжили движение на запад. Подвижные соединения фронта получили задачу развить успех в западном направлении, форсировать реку Миус и занять район Анастасиевки. К концу 17 февраля 4-й гвардейский механизированный корпус в районе Матвеевого Кургана форсировал реку, и на плечах отступающих немцев ворвался в Анастасиевку. Надо отметить, что к этому моменту в корпусе было всего 14 танков, он был обессилен предшествующими боями. 2-й и 3-й гвардейские механизированные корпуса вышли к реке только 20 февраля, т. к. ожидали подвоза горючего. Стрелковые части также отстали, за 4-м гвардейским мехкорпусом успели переправиться только два полка 33-й гвардейской стрелковой дивизии. 

Немецкое командование воспользовалось отрывом передовых советских частей от основных сил и в ночь на 20 февраля закрыло брешь в районе Матвеева Кургана. 4-й гвардейский мехкорпус и два стрелковых полка попали в «котёл» в районе Анастасиевки. 2-й и 3-й гвардейские мехкорпуса и части 2-й гвардейской армии попытались деблокировать окружённых, но не смогли. В ночь на 22 февраля по приказу командования окруженцы пробились к своим. До конца месяца советские войска пытались пробить немецкую оборону, но успеха не добились. Линия фронта стабилизировалась на несколько месяцев. 

Июльское наступление

Весной – летом 1943 года вермахт и Красная армия готовились к решающему сражению. После успешного удара в районе Курского выступа немецкое командование планировало нанести удар в тыл Юго-Западного фронта. Войска Юго-Западного и Южного фронтов должны были сыграть важную роль в Курской битве. Их силы должны были перейти к активным наступательным действиям, чтобы лишить немецкое командование возможности маневрировать своими резервами и перебросить на курское направление силы с других участков советско-германского фронта. Юго-Западный и Южный фронты должны были перейти в наступление и связать своими действиями донбасскую группировку вермахта. Июльское наступление советских войск на донбасском направлении сыграло важную роль в Курской битве. Немецкое командование демонтировало ударную группировку 4-й танковой армии на южном фасе Курской дуги и стало спешно перебрасывать войска на Миус-фронт и в полосу обороны 1-й танковой армии. 

К началу Великой Курской битвы участок фронта от Азовского моря до Харькова был стабилен, обе стороны окапывались и проводили серьезные инженерные работы. К июлю немецкие войска имели на Миус-фронте мощную, глубоко эшелонированную оборону, которая состояла из 2-3 полос. Первая (главная) полоса обороны имела глубину 6–8 км, а на отдельных направлениях до 10–12 км. Вторая оборонительная полоса была хорошо подготовлена в инженерном отношении. В 40–50 км западнее Северского Донца и Миуса была построена третья армейская полоса. В оборонительных порядках широко применялись противопехотные и противотанковые поля, с глубиной полей до 200 метров и с плотностью 1,5-1,8 тыс. мин на километр фронта. На 1 км фронта на правом берегу Северского Донца в среднем плотность фортификационного оборудования местности составляла: 1960 погонных метров траншей и ходов сообщений, 1640 погонных метров противопехотных препятствий, 9 блиндажей, землянок, 4 дзота и 151 открытая пулеметная точка. Сама природа помогала здесь создавать оборонительные рубежи: местность представляла собой открытую всхолмленную равнину, сильно изрезанную балками, оврагами и высотами. Передний край немецкой обороны проходил в основном по правому, высокому и местами обрывистому берегу Северского Донца и Миуса. Многочисленные высоты позволяли хорошо просматривать местность и создавать на них укрепленные позиции. Всё это мешало наступлению и укрепляло противотанковую оборону вермахта. Особенно мощной оборона была на Миус-фронте. 

Донбасский плацдарм немецких войск был частью белгородско-харьковского плацдарма и задачи его обороны решали 1-я танковая, 6-я армии и часть сил оперативной группы «Кемпф» из состава группы армий «Юг». Всего немецкое командование имело на этом направлении 27 дивизий, включая 5 танковых и 1 моторизованную. В первой линии обороны располагалось 22 дивизии. В оперативном резерве было 5 дивизий – 3 танковые, 1 моторизованная и 1 пехотная. В целом, несмотря на мощь инженерных сооружений, плотность оборонительных порядков немецких войск была невысокой - 15–20 км, а местами до 30 км на дивизию. Как правило, все полки пехотных дивизий были встроены в одну линию, а не эшелонировались в глубину. В резерве дивизии было только до двух батальонов пехоты, в резерве корпусов – 1-2 пехотных батальона и специальные, вспомогательные части. Вторая полоса обороны вообще не была занята войсками, её должны били занять дивизии из первой (главной) полосы, при её прорыве. Устойчивость обороны достигалась быстрым маневром тактических и оперативных резервов. В случае серьёзного кризиса приходилось рассчитывать только на переброску войск с других участков советско-германского фронта. 

7 июля, по указанию Ставки Верховного Главнокомандования, войска Юго-Западного и Южного фронтов приступили к подготовке наступательной операции. Юго-Западный фронт под командованием Родиона Малиновского наносил концентрический удар от Изюма на Красноармейск, Южный фронт Фёдора Толбухина - от Куйбышева на Сталино. Юго-Западный фронт к началу операции занимал оборону по левому берегу реки Северский Донец. В его состав входили 6-я, 12-я, 57-я и 1-я, 8-я, 3-я гвардейские армии, а также 17-я воздушная армия. Войска Юго-Западного фронта занимали охватывающее положение по отношению к донбасской группировке вермахта, что создавало благоприятные условия для удара по войскам противника. Юго-Западному фронту противостояла 1-я танковая армия под командованием Эберхарда фон Макензена и часть группы «Кемпф». 

Наступление Юго-Западного фронта. Малиновский решил основные усилия сосредоточить в центре, на направлении Барвенково — Красноармейск. Главный удар наносили смежные фланги 8-й и 1-й гвардейских армий. Советские войска использовали плацдарм в районе Изюма, и должны были форсировать Северский Донец юго-западнее и юго-восточнее этого города. Во втором эшелоне наступающих войск была 12-я армия. Её войска должны были войти в прорыв и развить успех армий первого эшелона. Войска Юго-Западного фронта должны были развивая наступление в юго-западном направлении на 5-7 день с начала операции пройти 100–120 км и выйти на линию Грушеваха — Близнецы — Петропавловка — Красноармейск — Константиновка. Подвижные соединения фронта - 23-й танковый и 1-й гвардейский механизированный корпуса, наступая на острие 12-й армии, должны были выйти в район Сталино и совместно с частями Южного фронта довершить окружение и разгром войск 6-й армии противника. Войска 3-й гвардейской армии наносили вспомогательный удар на левом крыле фронта, используя плацдарм у Привольного. Они наступали из района Лисичанск – Привольное в общем направлении на Артемовск. Армии правого крыла фронта 6-я и 57-я должны были продолжать держать оборону. 

Рано утром 17 июля 1943 года была проведена артиллерийская и авиационная подготовка. 1-я гвардейская армия под началом Василия Кузнецова сосредоточивала главные усилия на своем левом фланге. В её составе было 8 стрелковых дивизий и 3 танковые бригады. Гвардейцам предстояло прорвать немецкую оборону на участке Червонный Шахтер — Семеновка и в дальнейшем наступать по линии Барвенково — Петропавловка. Части 4-го гвардейского стрелкового корпуса успешно форсировали Северный Донец и атаковали позиции 257-й пехотной дивизии противника. Гвардейцев встретил шквал артиллерийского, миномётного и пулемётного огня, немцы неоднократно ходили в контратаки, пытаясь сбросить советские войска в реку. Группы немецких самолётов наносили удары по советским войскам. 

8-я гвардейская армия под руководством Василия Чуйкова наступала на своём правом фланге, на участке Каменка — Сеничено. Войска армии были выстроены в два эшелона: в первом эшелоне располагались два стрелковых корпуса - 29-й гвардейский и 33-й, во втором — 28-й гвардейский стрелковый корпус. Армия наступала в направлении Красноармейска. Для захвата плацдармов в полках были сформированы ударные батальоны усиленные артиллерией и минометами. Особенно успешно наступали части 33-го стрелкового корпуса, который действовал на левом фланге армии. Стрелки, форсировав реку и отбив контратаки противника, продвинулись от берега на 6 км. Это позволило приступить к возведению переправы длиной в 89 метров. В 11 часов возведение переправы завершили.

29-й гвардейский стрелковый корпус встретил более сильное сопротивление противника. Однако и на его участке за день возвели две переправы, одну грузоподъемностью 16 тонн, вторую – на 60 тонн (всего в первый день наступления планировали возвести 4 переправы). В дальнейшем временные наплавные мосты и понтонные переправы, заменили на деревянные мосты на постоянных опорах (на шестой день операции таких мостов возвели четыре). Во второй половине дня 17 июля немецкое командование ввело из резерва в бой подразделения 33-й пехотной дивизии и потеснило советские войска в районе севернее селения Хрестище.

18 июля был введён в бой 28-й гвардейский стрелковый корпус, он должен был наступать на южном направлении западнее Славянска. В этот же день в полосе наступления 29-го гвардейского стрелкового корпуса бросили в сражение подразделения 1-го гвардейского мехкорпуса, он должен был вместе с 23-м танковым корпусом развивать наступление на Красноармейск. Однако немецкие войска продолжали удерживаться на главной полосе обороны, советские войска продвигались медленно. Шли упорные бои. Немцы не раз переходили в контратаки. Активно действовала немецкая авиация. 

Ожесточённые бои шли и на других участках фронта. 3-я гвардейская армия за десять дней упорных боев заняла на правом берегу реки плацдарм по фронту на 36 км и в глубину на 3–5 км. 27 июля армии Юго-Западного фронта перешли к обороне. Фронт достиг ограниченного успеха, но не сумел пробить немецкую оборону. Это было связано с исключительно серьёзной обороной противника на этом направлении и искусными действиями сил противника. Немцы ежедневно предпринимали против наших войск по нескольку контратак, на некоторых участках до 13-18 контратак в день. Большие помехи создавала немецкая авиация, которая большими группами бомбила советские войска и переправы. За 10 дней боёв насчитали до 2600 самолёто-вылетов противника. К тому же немецкое командование перебросило на Донбасс сильные в количественном и качественном отношении части 24-го танкового корпуса, 2-го танкового корпуса СС. Своими действиями войска Юго-Западного фронта оказали большую помощь силам Воронежского и Степного фронтов, который отражали удар противника на южном фасе Курской дуги.

Обстановка на южном участке советско-германского фронта к июлю 1943 г. План операций Юго-Западного и Южного фронтов. Источник: М. А. Жирохов Сражение за Донбасс. Миус-фронт. 1941–1943 гг. 

Южный фронт. В состав фронта входили 51-я, 28-я и 44-я армии, 5-я ударная, 2-я гвардейская армии, 8-я воздушная армия. Южный фронт под началом Толбухина действовал против войск 6-й армии под командованием Карла-Адольфа Холлидта. Ударная группировка фронта наносила удар в центре с рубежа Дмитриевка — Куйбышево — Ясиновский, протяженностью около 30 километров. Южный фронт должен был разгромить таганрогскую группировку вермахта, освободить Таганрог, выйти на рубеж реки Еланчик и оттуда наступать на Сталино, на соединение с войсками ЮЗФ. 

51-я армия на правом крыле фронта получила задачу нанести вспомогательный удар на Петрово-Красноселье. В составе армии было семь стрелковых дивизий, отдельная танковая бригада. 5-я ударная армия наносила удар в районе Дмитриевки, и должна была развивать наступление в северо-западном направлении. В составе армии было семь стрелковых дивизий, отдельные танковая бригада и танковый полк. Четыре дивизии наступали в первом эшелоне, две были во втором. 28-я армия получила задачу пробить оборону противника южнее Куйбышева и развивать наступление на юго-запад, чтобы уничтожить войска противника в районе Таганрога. В составе армии было шесть стрелковых дивизий, танковая бригада и танковый полк. В первом эшелоне было четыре стрелковые дивизии, танковые части, во втором – две стрелковые дивизии. 44-я армия в составе трёх стрелковых дивизий удерживала рубеж Ясиновка – Приморка и способствовала наступлению 28-й армии. Во втором эшелоне фронта была 2-я гвардейская армия, имея в своём составе шесть стрелковых дивизий и два мехкорпуса. Второй эшелон фронта планировали ввести в бой, когда силы 5-й ударной и 28-й армий преодолеют тактическую полосу обороны противника. 2-я гвардейская армия должна была наступать по линии Кутейниково – Сталино. 

В ночь перед наступлением советская авиация нанесла удары по немецкому переднему краю и наиболее важным узлам обороны. В 6 часов 17 июля после артподготовки в атаку пошли сухопутные войска. Длительная практически четырёхчасовая артиллерийская подготовка позволила форсировать реку и занять передовые позиции противника. С самого начал операции советские войска встретили мощное сопротивление. Советские атаки захлебывались под артиллерийским огнем противника и ударами люфтваффе. 5-я ударная армия под командованием Вячеслава Цветаева продвинулась к концу первого дня наступательной операции на глубину от 2 до 6 км. Немецкое командование стало подтягивать к месту намечающегося прорыва свои тактические резервы. 

К концу 18 июля советские войска захватили на правом берегу Миуса небольшой плацдарм – в глубину на 10 км, примерно столько же в ширину. Немецкое командование было вынуждено бросить в бой из оперативного резерва подразделения 16-й моторизованной дивизии, которую планировали отправить в район Харькова. 28-я армия добилась незначительных успехов. Командование фронта приказало перегруппировать основные силы 28-й армии к правому флангу, чтобы использовать относительный успех 5-й ударной армии. Перегруппировку совершили в течение 19 июля. К этому моменту немецкое командование начало переброску войск с белгородско-харьковского направления. 

Во второй половине дня 18 июля, командование Южного фронта, не дождавшись успеха ударных группировок 5-й ударной и 28-я армий, ввело в сражение 2-ю гвардейскую армию под командованием Якова Крейзера. Соединения 2-й гвардейской армии, взаимодействуя с частями 5-й ударной и 28-й армий, продвинулись вглубь немецкой обороны. Заняли несколько населённых пунктов. Немецкое командование перебросило в район сражения части 23-й танковой дивизии, которую вернули с полпути на Харьков, а также 336-й пехотной дивизии и некоторые другие подразделения. Еще более усилила активность немецкая авиация.

Командование Южного фронта начало перегруппировку сил, чтобы перейти 31 июля 1943 года в наступление с общим направлением на Успенскую. Однако продолжить наступление войска Южного фронта не успели. 29 июля в районе боёв появились переброшенные с курского направления элитные танковые соединения СС – дивизии «Мертвая голова», «Рейх», а также 3-я танковая дивизия. 30-31 июля немецкие войска при поддержке крупных сил люфтваффе нанесли сильные контрудары по советским войскам. Южный фронт не смог пробить немецкую и оборону и начал отводить войска на левый берег Миуса. К 1 августа фронт был стабилизирован. 

Июльская наступательная операция Юго-Западного и Южного фронтов на Северском Донце и на Миусе не принесла успеха Красной армии. Донбасская группировка противника сохранили прежние позиции. Однако эта операция имела стратегические последствия на других участках советско-германского фронта. Советские войска не дали немецкому командованию перебросить часть сил из района Донбасса на Курский выступ, усилив ударные группировки в ходе наступательной операции «Цитадель». Более того, немецкому командованию пришлось снять с курского направления до пяти танковых дивизий, а также значительные силы авиации и перебросить их для удержания позиций на Северском Донце и Миусе. Это ослабило белгородско-харьковскую группировку вермахта и создало более благоприятные условия для проведения операции «Румянцев» силами Воронежского и Степного фронтов. Таким образом, войска Юго-Западного и Южного решили основную задачу - они не дали немецкому командованию использовать все оперативные резервы группы армий «Юг» в операции «Цитадель» и притянули к себе значительные силы противника с Курской дуги. 

 
Автор Самсонов Александр

http://topwar.ru/31432-srazhenie-za-donbass-proryv-mius-fronta.html

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.