ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Статьи по истории Великой Отечественной войны
09.07.2013 20:47

Точку ставить рано. Великая Отечественная Война.

Точку ставить рано
«Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне. М., «Яуза», ЭКСМО, 2012, 512 стр.

Новая книга о советских потерях в Великой Отечественной войне представляет собой сборник статей известных военных историков Игоря Пыхалова, Льва Лопуховского, Бориса Кавалерчика, Виктора Земскова, Игоря Ивлева. Пыхалов отстаивает официальную цифру в 8668,4 тысячи погибших и умерших красноармейцев, не приводя каких-либо новых аргументов в ее защиту. Основной тезис Пыхалова: «Составить поименный список всех погибших воинов мы сегодня, увы, действительно не можем, однако цифру безвозвратных потерь можем определить достаточно точно». Но при этом «вопрос о потерях нашей страны в Великой Отечественной войне, безусловно, требует дальнейшего изучения. И очень важно при этом избегать политических спекуляций».

«Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне

Между тем не секрет, что вопрос о потерях в 1941–1945 годах – это вопрос политический. И прежде всего политической является официальная цифра потерь Красной армии, призванная доказать, что она сражалась не хуже вермахта. Авторы работы «Гриф секретности снят» сейчас утверждают, что соотношение безвозвратных потерь советских войск и вермахта и их союзников составляет лишь 1,3:1 в пользу немцев. Это должно взбодрить военнослужащих Российской армии, считающей себя наследницей Красной армии, а с другой стороны, оправдать сталинский период истории. Все остальные авторы сборника, кроме Пыхалова, наоборот, критикуют официальные цифры и делают свои собственные подсчеты советских потерь. Наиболее фундаментальны и информативны совместная работа Лопуховского и Кавалерчика и труд Ивлева.

Лопуховский и Кавалерчик резонно замечают: если признать верными данные о смертности советских военнопленных в немецком плену, приводимые Кривошеевым и его командой, то получается, что «общий уровень смертности военнослужащих вермахта в советском плену в 2,5 раза превышал аналогичный показатель наших бойцов и командиров в немецких лагерях. А это значит, что условия существования в немецком плену были куда лучше, чем в советском. Тогда о каких же нацистских злодеяниях можно говорить в этом случае?». Тут надо заметить, что в действительности смертность в советском и немецком плену в годы войны была примерно одинакова.

Лопуховский и Кавалерчик оценивают потери Красной армии убитыми и умершими в Великой Отечественной войне в 14 534,6 тысячи погибших, умерших и попавших в плен. Эти расчеты базируются прежде всего на оценках С. А. Ильенкова на основе картотеки безвозвратных потерь Министерства обороны. Однако оценка Лопуховского и Кавалерчика представляется заниженной вдвое. В приложениях публикуются письма Л. Н. Лопуховского президенту России с просьбой произвести новый официальный подсчет потерь в Великой Отечественной войне, отказавшись от цифр Кривошеева как явно фальсифицированных, заниженных для Красной армии и завышенных для вермахта. Здесь же присутствует призыв «остановить ложь, которая позорит Великую Победу, за которую народ и Вооруженные Силы СССР заплатили столь высокую цену». Этот призыв пока что, к сожалению, не возымел действия.

Земсков в своей работе дает обзор, как менялась цифра советских потерь в послевоенные годы. Делая же собственную оценку потерь, он стремился опереться «только на действительно достоверную информацию, содержащуюся в исторических источниках и литературе». Но тут вся проблема в том, какую информацию считать достоверной, а какую нет. Эта категория субъективная, и каждый исследователь эту проблему решает по-своему. Земсков полагает, что в СССР «прямые людские потери составляли около 16 миллионов человек, из них 11,5 миллиона – военные и 4,5 миллиона – гражданские». Почему-то он убежден, что в других странах «включают в людские потери только прямые жертвы войны».

Косвенные потери советского мирного населения (за счет избыточной смертности) Земсков определяет в 4 миллиона человек, поскольку уверен в достоверности цифры в 20 миллионов погибших и умерших, полученной советскими демографами в хрущевские времена балансовым методом – путем сопоставления данных переписей населения 1939 и 1959 годов. Хотя при этом он признает, что в ходе таких подсчетов, проведенных в первой половине 60-х годов, «при различающихся подходах и методиках реально можно было вывести любую величину в диапазоне от 15 млн до 30 млн». Тем не менее Земсков убежден, что комиссия, работавшая в 1989–1990 годах, увеличила на 7 миллионов – до 27 миллионов человек людские потери СССР посредством сознательной фальсификации демографических данных («посредством ловкого статистического мошенничества»). «Фальшивой цифрой» называет Земсков и цифру потерь Вооруженных Сил, полученную группой Кривошеева. Существенно заниженной является даже цифра в 27 миллионов человек безвозвратных потерь Советского Союза, поскольку значительный недоучет населения был характерен для переписи 1939 года, причем он намного больше, чем в ходе переписи 1959 года, особенно для наиболее пострадавших в войне возрастных когорт.

Ивлев основной расчет потерь советских Вооруженных Сил сделал на основе данных о доле уникальных извещений о погибших и пропавших без вести, не попавших в военкоматы Архангельской области, но пришедших в семьи (25%). На основании этого он общее число уникальных извещений такого рода по Российской Федерации определяет в 15 042 000. Чтобы определить общее число погибших, Ивлев делает предположение, что на Российскую Федерацию приходится примерно 72 процента всех уникальных извещений, что, по его мнению, совпадает с долей русских в безвозвратных потерях, приведенной в публикациях группы Кривошеева. На основе этого общее число погибших и умерших советских военнослужащих Ивлев определяет в 21 миллион, включая сюда потери пограничных и внутренних войск, а также Военно-морского флота. К сожалению, он проигнорировал такой нюанс, что надо брать в расчет не долю русских и других народов РСФСР в безвозвратных потерях по данным группы Кривошеева (72% получается только, если взять все народы Российской Федерации, а не только русских), а долю населения РСФСР в населении Советского Союза согласно оценке ЦСУ, сделанной в июне 1941 года. Эта доля составляла с учетом послевоенного изменения границ РСФСР 55,8 процента. Тогда общее число погибших и умерших советских военнослужащих можно определить за вычетом тех, кто остался в эмиграции, в 26,99 миллиона.

Важным представляется призыв Ивлева законодательно изменить порядок взаимодействия государства и граждан в отношении невостребованных по причине гибели или пропажи без вести военнослужащих денежных вкладов, созданных во времена войн и конфликтов. Я также горячо поддерживаю его призыв рассекретить все документы Великой Отечественной войны всех российских военных архивов. Стоит только распространить этот призыв на все архивы, включая ведомственные, и на период 1939–1945 годов.

Борис Соколов

http://vpk-news.ru/articles/16494

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.