ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Статьи по истории Великой Отечественной войны
24.05.2013 18:10

Освобождение. Великая Отечественная Война.

Освобождение
Все побитые генералы любят задним числом переигрывать сражения. Вот и катастрофу на Верхнем Дону, когда в результате Воронежско-Касторненской операции, семидесятилетие которой мы отмечаем в эти дни, гитлеровские стратеги объясняли многими причинами, кроме одной, главной: Красная Армия во всех отношениях превзошла противника. Писали о малодушии, низкой боеспособности противостоявших на ряде участков нашим войскам венгерской и итальянской армий. Жаловались на лютые морозы и метели. Вот если бы не это, тогда...

Но их «если бы» ничего не стоят. Наступление на Верхнем Дону, состоявшее из двух операций — Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской, — было, в сущности, продолжением разгрома, начатого советскими войсками под Сталинградом. Гитлеровское руководство требовало от военачальников «удерживать свои позиции и опорные пункты любой ценой. Отступать нельзя... Части должны быть проинструктированы в духе упорного удерживания своих позиций».

Не удержали. Холода? Снегопады? Численное преобладание советских солдат? Нелепые оправдания. Как будто наши бойцы не страдали от суровой зимы. А что касается соотношения сил, то советские дивизии уступали противнику. Но после полутора лет войны мы, вопреки утверждениям иных аналитиков, научились воевать не только числом, а и уменьем. Еще важнее, что советские солдаты, офицеры, генералы гнали врага с родной земли, из родных городов и сел, спасали родных людей.

Была освобождена огромная территория, начиная со старинного губернского города Воронежа. Немцы под ударами 60-й армии генерал-майора Черняховского оставили его 25 января. Но успели поджечь или взорвать многие здания. Жителей в городе не было — их угнали на Запад.

Вероятно, населенные пункты, освобожденные на территории нашей области, — не самые крупные из тех, откуда выбили противника в те несколько дней. Однако испытания, муки, утраты во время немецкой оккупации на долю живших здесь людей выпали страшные. Об этом рассказывают архивы.

Итак, напомню, что уже зимой сорок первого фронт приблизился к границам нынешней Липецкой области. С большими потерями врагу удалось захватить Становлянский, Елецкий, Измалковский, Долгоруковский, Воловский, Тербунский районы. Был оккупирован и древний Елец. Гитлеровцы, объявившие славян «недочеловеками», вели себя на захваченной территории даже не как «недочеловеки», а как хищные звери. Они расстреливали, вешали, сжигали, убивали. Особенно тяжело пришлось воловцам и тербунцам — ведь их районы дважды были во власти врага, продолжительное время.

На воловскую землю сапог завоевателей ступил в первый раз 26 ноября 1941-го. А затем немцы оказались здесь уже в июле 42-го. Фашисты опустошили все. Разрушили более двух тысяч домов, общественные постройки в колхозах. Все школы и культурно-просветительные учреждения. Уничтожили сады. Перебили свыше двух тысяч коров и более ста тысяч голов домашней птицы.

Из доклада секретаря Воловского райкома партии в феврале 1944 года. «Гитлеровские разбойники разрушили 3030 промышленных предприятий, 500 школ, 373 учебных учреждения, 1590 библиотек и клубов, 376 киноустановок… Вырублено около 20 тысяч гектаров садов». А дальше руководитель рассказал о той помощи, которую получали после оккупации воловцы. Им присылали скот и машины, промышленные товары и продовольствие. Множество детей были устроены в детские дома и взяты на патронирование. Уже через месяц после освобождения начали работать школы.

Но были потери, которые никакими силами не восполнить, не вернуть. Оккупанты убили 247 воловчан. Заживо сожжено 56 жителей села Вышнее Большое. В неволю угнан 71 человек. В народном ополчении, партизанских отрядах, при строительстве оборонительных рубежей и разминировании объектов погибли 140 жителей. По количеству жертв среди мирного населения район уступает лишь Ельцу.

На тербунской земле немцы начали хозяйничать 2 декабря 1941 года. Пожалуй, именно тербунцы понесли самые масштабные материальные потери, больше, чем ельчане. Здесь развернулись затяжные оборонительные бои, а затем началось наше наступление. В районе гитлеровцы погубили 380 жителей. Еще одна цитата: «В Тербунском районе полностью оккупировалась фашистскими мерзавцами территория одного Покровского сельсовета, где со 2 по 8 декабря 1941 года включительно располагались немецкие бандиты и одну ночь с 7 под 8 декабря 1941 года в колхозе «Красный Октябрь» Борковского с/совета, а также проездом появлялась немецкая разведка в колхозах: «13 Октябрь» и «Красный партизан» Анненского сельсовета. За время пребывания со 2 по 8 декабря 1941 года в с. Покровское немецких оккупантов последние взяли у колхозников: 11 коров, сожгли 6 хат, принадлежащих колхозникам, а также занимались мародерством, выразившимся в том, что отбирали у населения продукты, одежду, снимали с ног обувь, раздевали прямо на дороге проходивших колхозников, а если кто пытался сопротивляться, то немецкие бандиты избивали их и забирали все вплоть до детской одежды». «За время 7,5 месяца оккупации части района немецко-фашистские захватчики нанесли огромный ущерб хозяйству нашего района. Ими сожжено и уничтожено 1139 домов колхозников. Полностью уничтожены села и деревни: Ивановка, Борки, Васильевка, Николаевка, Плехановка, Олымовка, А-Бибиковка, Становляновка, сожжено и уничтожено 2 элеватора, дом Советов, 7 изб-читален, 3 больницы, 28 школ, 4 аптеки, 4 колхозных клуба, 263 колхозных амбара, 36 конюшен, 27 коровников, много сельскохозяйственного инвентаря, посевов и других ценностей колхозов. До основания уничтожены хозяйства 23 колхозов, разрушены хозяйства 2 совхозов. Всего нанесено убытка хозяйству района более чем на 10 миллионов рублей».

Понятно, как ждали, как надеялись люди на приход своих, на возмездие оккупантам. Выдержка из документа от марта 1943 года: «Немецкие захватчики на нашей территории пробыли всего 7 месяцев, но эти месяцы показались нам долгими годами. Нам за это время пришлось претерпеть всяких неприятностей, всяких невзгод. За семь месяцев мы прекратили и песни петь, и плясать, и веселиться. Да и как было веселиться, когда на наших глазах немецкие изверги расстреливали наших братьев, сестер, забирали молодежь и угоняли в Германию на каторжные работы, когда на наших глазах оставляли нас же и наших родных без крова, хаты, местожительства».

И настал срок, когда долгая мука, месяцы, полные боли, страха, угрозы, закончились. 24 января наши войска ударили по немцам в направлении на Касторное. И к 26-27 января захватчики были изгнаны из Воловского и Тербунского районов.

О минувшей трагедии и той победе немало свидетельств. Это обелиск в Вышнем Большом памяти заживо сожженных односельчан. Это памятник на легендарной высоте Огурец, где наши воины бились с врагом и затем погнали его на Запад. Это воспоминания очевидцев, рассказы, передававшиеся от отца сыну, от деда внуку. Это вечная благодарность живым и павшим защитникам и спасителям.

http://www.lpgzt.ru/aticle/28391.htm

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.