ВОВ
Великая Отечественная война
Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «... читать далее »
Статьи по истории Великой Отечественной войны
29.05.2012 00:00

ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.. Великая Отечественная Война.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

М.А. Гареев
генерал армии.

В советских военных вузах, особенно в училищах, изучение военной истории стало крайне недостаточным и примитивным. Дело доходило до того, что в некоторых военных училищах в послевоенные годы историю военного искусства по совместитедьству вели преподаватели физподготовки. Изучение оперативного искусства и тактики в отрыве от истории их развития и становления привело к формальному заучиванию теоретических положений, нормативов и натаскиванию курсантов и слушателей в решении стереотипных оперативно-тактических задач. Все это крайне отрицательно сказывается на воинском обучении и воспитании офицерского состава, особенно в деле формирования у него творческих начал.

В русской академии генштаба на изучение военной истории отводилось 25%, а вместе с курсом стратегии и тактики, который сводился в основном к анализу прошлых сражений, - 40% учебного времени; в Вест-Пойнте (США) в настоящее время - 14%; в Военной академии Генштаба Вооруженных Сил СССР им. К.Е. Ворошилова в 1946-1947 гг. было 12.5%, на 1991 г. - 4% (93 часов из 2400), а Военной академии им. М.В. Фрунзе - 4%, в военных училищах - 0,5% учебного времени.

В центре, в вузах и в войсках создано много военных музеев, но и они не отвечают своему назначению. В них все сводится к фотографиям, датам основных событий, отдельным фактам героизма, чаще всего одних и тех же известных людей, как правило, не имеющих отношения к данному округу, вузу, соединению. Но в музеях почти нет материалов по военному искусству, не известно, какой вклад в его развитие внесли те или иные объединения или соединения, при которых созданы музеи, где и как, при участии каких конкретных людей возникали новые способы подготовки и ведения боевых действий.

У нас нет возможности создавать отдельные музеи по этим вопросам Поэтому желательно переоснащать военным содержанием имеющиеся музеи. Но с этой задачей не могут справиться работники Домов офицеров. Только под руководством командующих, офицеров штабов, при активном участии военных историков, ветеранов войны можно создать музеи, способные внести свой вклад в дело военно-исторического образования. патриотического и воинского воспитания офицеров и всего личного состава.

Для углубления исследований истории Великой Отечественной войны и оживления военно-исторической работы в целом наряду с повышением координирующей роли Института военной истории желательно активизировать научную и военно-патриотическую деятельность кафедр истории войн и военного искусства военно-учебных заведений, особенно академий, всех военных историков, ветеранов Великой Отечественной войны, участников войны в Корее, афганской войны и других военных событий.

Важной остается проблема подготовки военных историков нового поколения. Несмотря на те или иные упущения и недостатки, старшее послевоенное поколение ученых - военных историков немало сделало для обобщения и систематизации опыта Великой Отечественной войны и других войн ХХв. Среди них хотелось бы назвать В.И. Ачкасова, Н.Н. Азовцева, В.А. Анфилова. Л.Г. Бескровного, Е.А. Болтина. Д.А. Волкогонова. Ф.Д. Воробьева, А.И. Готовцева, В.И. Дашичева, И.С. Исакова. А.М. Еремеева. П.А. Жилина. В.М. Кулиша, И.С. Короткова, П.Д. Коркодинова, Г.А. Куманева, В.М. Кравцова, Г.С. Кравченко, М.М. Минасяна, А.Н. Мерцалова, В.П. Морозова, А.С. Орлова, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, P.M. Португальского, И.В. Паротькина, Д.М. Проэктора. Е.А. Разина, О.А. Ржешевского, А.М. Самсонова, М.И. Семирягу, А.А. Строкова, Б.С. Тельпуховского, И.В. Тихановича, С.А. Тюшкевича, Г.Т. Хорошилова, Е.А. Шиловского, Н.Н. Яковлева и др.

Часть наших заслуженных военных историков отошла в мир иной, другая часть уже в солидном возрасте. Но не так-то просто поднимается им на смену новое поколение историков. Подготовка будущих исследователей военной проблематики грешит многими изъянами. Прежде всего слабо стимулируется и популяризируется труд уже состоявшихся военных историков. Пагубно сказывалась обстановка в области военной истории. когда в военно-исторической науке доминировали не авторитет ученого или знающего человека, не научные аргументы и факты, а зачастую некомпетентные суждения высших должностных лиц и идеологических охранителей официальных установок. Низкая военно-историческая культура многих руководящих кадров, отсутствие постоянной практики обращения к прошлому опыту в процессе оперативной и боевой подготовки притупляют интерес к военной истории и у всего офицерского состава.

В целом такая атмосфера не способствовала утверждению авторитета исторического знания, наиболее принципиальных и подготовленных ученых. В условиях подавления инакомыслия не могли формироваться и развиваться военно- -исторические школы различного направления, где воспитывались бы молодые историки. В таких условиях в военноисторическую науку проникает много серости и посредственности, которая хоть как-то может проявить себя лишь на базе конъюнктурности и научной нетребовательности. В результате качество отбора и подготовки военных историков снизилось. Написаны и защищены многие диссертации и монографии на военно-исторические темы, но среди них крайне мало глубоких и оригинальных исследований. А в последние годы мы пока получаем больше резких обвинений в адрес написанного в прошлом, но крайне мало приобретаем новых исторических знаний. Не говоря уже о том, что многие книги написаны казенным, "суконным" языком, без какой-либо самостоятельной мысли и поэтому читаются с трудом и не вызывают интереса у читателя.

Развитие и подъем военно-исторической мысли тормозятся трудностями в публикации даже тех немногих работ, которые отличаются хорошим содержанием. Военные журналы и газеты все больше гоняются за авторами с большими должностями, известными именами, титулами и всячески чураются "рядовых" и особенно молодых историков, хотя нередко именно они пишут статьи для именитых авторов. Воениздат, превратившийся в "Политиздат", крайне мало и неохотно издает не только военно-историческую. но и вообще военную литературу. Характерно, что даже К.М. Симонову не удавалось печататься в Воениздате. хотя мало кто столько сделал своим творчеством для воспитания офицеров, как этот замечательный писатель.

Казалось бы, именно сейчас открылись возможности для создания объективных, правдивых воспоминаний о войне оставшимися в живых ветеранами войны, но многие издательства потеряли интерес к этому важному историческому жанру. Формированию одаренных военных историков не способствует и утвердившийся среди определенной группы историков кастовый взгляд, согласно которому настоящим историком можно считать только того. кто всю жизнь специализируется только в области военной истории. Трудно с этим согласиться. Как показала жизнь, военному историку нужно получить прежде всего хорошее образование, пройти хотя бы минимально необходимую военную службу. Не всякий генерал, как и офицер, может обладать способностями, необходимыми для военного историка, и, наоборот, следует иметь в виду, что офицерам, адмиралам и генералам, занятым практической работой в крупных штабах, преподавательской деятельностью в академиях, приходится много и основательно заниматься и изучением вопросов военной истории для более глубокого понимания решаемых проблем. Примером в этом отношении может служить такое глубокое, уникальное историческое исследование, как "Мозг армии", автор которого Б.М. Шапошников обладал широкой эрудицией в гражданской и военной истории.

Теперь, когда так много упущено и так много предстоит сделать в строительстве и подготовке армии и флота, нужно возрождать авторитет и научную значимость военно-исторических знаний. Ибо легковесное отношение к прошлому, поверхностные суждения о нем служат дурным примером новому поколению военных специалистов, порождая излишнюю самоуверенность и дилетантизм в решении современных сложнейших задач.

Принимая во внимание актуальность изучения истории Великой Отечественной войны, научная общественность надеется, что в ближайшее время будет широким фронтом развернута работа с целью правдивого ее освещения. На наш взгляд, следовало бы подготовить и опубликовать коллективный труд в виде очерков о войне, серию монографических исследований по кардинальным проблемам истории войны, выступить с исследовательскими статьями в научных журналах, активно проводить дискуссионные научные конференции, симпозиумы и "круглые столы" с участием широкого круга специалистов, включая и зарубежных. Не хотелось бы. чтобы надолго откладывалось и написание 10-томной истории Великой Отечественной войны. Разумеется, первостепенное внимание следует уделять публикации новых документов и архивных материалов. Выполнение этой задачи заслуживает особого внимания. Следовало бы продумать вопрос о целесообразности образования общества военных историков с целью объединения их усилий для решения важнейших научных проблем, выдвигаемых жизнью. Очень ценны предложения академика А.М. Самсонова по углублению изучения и пропаганде истории второй мировой войны, опубликованные в газетах "Известия" 22 ноября и "Красная звезда" 28 ноября 1991 г.

Нам нужна подлинная историческая наука, которая бы помогала извлекать уроки из прошлого опыта и без новых трагических ошибок решать сложнейшие проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня. Создание подлинно творческой атмосферы явится важнейшей предпосылкой для появления новых оригинальных идей и концепций в области изучения истории Великой Отечественной войны.

Литература

1. История второй мировой войны 1939—1945, т. 1-12. М., 1973—1982

2. Известия. 19.Х.1990.

3. Век XX и мир, 1991. №9.

4. Пушкин А.С. Полн. собр. соч., т.5. М., 1950, с. 65.

5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.. т. 48—49. 1952, с. 124.

6. Наше Отчество. Опыт политической истории, т. I—II. М 1991.

7. Там же, т. II. с. 45.

8. Там же. с. 424.

9. Столица, 1991, № 22(28), с. 4.

10. Литературная газета, 31. VII. 1991.

11. Мужество, 1991 №5.

12. Независимая гаета, 6. 1991.

13. Столица, 1991, № 22 (28).

14. Рейнгард. К., Крах под Москвой. М., 1980. с. 279.

15. Цит. по Логин В.Г. Диалектика военно-исторического исследования. М 1979, с. 196.

16. Греков В. Киевская Русь. М 1945, с. 21.

17. Известия ЦК КПСС, 1990, № 6, с. 216-220.

18. Московские новости. 1988, №29.

19. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления, т.1, 1974, с. 238.

20. Красная звезда. 23. V. 1991

21. Die Beziehungen zwischen Deutschland in der Sowiet-Union 1939-1941, S. 380-381.

22. Гальдер Ф. Военный дневник, т. 2. М., 1969, С. 101.

23. Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная война: неизвестное об известном. М., 1991.

24. Книжное обозрение, 1988, № 33.

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.