На тай-брейке пятого раунда Дмитрий Яковенко проиграл Борису Гельфанду… Таким образом, в четвертьфинале Югра лишилась единственного своего представителя на турнире.
-Недавно прочитал в вашем бюллетене интервью Александра Грищука, где он жаловался, что не мог получить белыми преимущество в матче против меня, – так неожиданно начал разговор Дмитрий. – Так вот, с той же проблемой столкнулся, когда играл с Борисом Гельфандом. Был единственный выход – «дотянуть» до блица, а там уже как-нибудь «в суматохе» выиграть. Но решающей оказалась вторая партия тай-брейка. Я не угадал с дебютом, получил тяжелую позицию и быстро «рассыпался», хотя обычно сопротивляюсь более упорно... Следующая партия была последней, в которой играл белыми. Я вынужден был играть крайне рискованно, но моя атака зашла в тупик…
- Насколько повлияла на результат матча усталость?
- Лично меня опустошил предыдущий матч с Александром Грищуком. И даже удивительно, что Гельфанд выглядел настолько убедительно! Впрочем, каждый играет так, как позволяет соперник…. Моя игра была настолько слабой, что оппоненту не требовалось больших усилий, чтобы одержать верх.
- Как в целом охарактеризуете Гельфанда?
- Борис много лет играет на высшем уровне, но в последние годы у него наступил настоящий ренессанс! Плюс – я удобный для него соперник, – с досадой говорит игрок. – Ни разу ведь у него не выигрывал! Мы оба шахматисты классического стиля, поэтому ничья – вполне закономерный результат наших партий с традиционным контролем времени. Борису неудобно играть с нестандартными шахматистами – Морозевичем, например.
- Показалось, что вы играли тай-брейк против Гельфанда как-то неуверенно…?
- Чем короче контроль времени, тем мне сложнее играть. Вообще ощущаю себя дискомфортно в соревнованиях, где большое значение имеют партии с укороченным контролем времени.
- Каково, кстати, ваше отношение к новой форме тай-брейков?
- Прошлая система была лучше. Говорят, Трегубов с Акобяном играли до часу ночи – это ли не «чересчур»? Конечно, можно играть и 4 быстрые партии, но в таком случае они должны быть более короткими – минут по 15-20.
- Насколько были готовы к этому турниру?
- Готовился сравнительно мало. Много играл перед этим и в особой подготовке не нуждался, поддерживал лишь физическую форму. Радует то, что идеи, подготовленные к другим соревнованиям, удалось исполнить здесь.
- За кого теперь будете болеть?
- Переживать ни за кого точно не буду – «напереживался» за себя ! (смеется). Не буду даже следить за дальнейшим ходом игры. Скажу, что здесь не осталось «случайных» людей и каждый из полуфиналистов заслуживает победы. Обычно всегда желаю выиграть более опытным игрокам. Поэтому, при «прочих равных» болел бы за Гельфанда. Если бы, конечно, не проиграл ему! – с усмешкой произнес Дмитрий.
- Этот год получился у вас не слишком удачным. Удалось ли преодолеть кризис?
- Сложно сказать. У моего кризиса были личные и шахматные причины. С первыми удалось разобраться…
- К личным причинам можно отнести вашу недавнюю женитьбу?
- Ни в коей мере.
- Ваша избранница - шахматистка?
- Нет, но мы познакомились с ней на соревнованиях в Элисте, где она работала переводчицей.
- Часто случалось, что после женитьбы игроки на «радостях» выступали так неудачно, что теряли до 100 пунктов рейтинга.
- Был момент, когда мой рейтинг упал на 40 пунктов от своего максимального значения. Но на это повлияли другие объективные причины. А в этом турнире я даже прибавил 5 пунктов.
-Вчера у организаторов возникли к вам серьезные претензии после того как не пришли на традиционную пресс-конференцию, нарушив тем самым контрактные обязательства.
- Это просто следствие нервной перегрузки…. На меня подействовало то, что даже на родной земле я играл, не ахти как. При этом и несколько предыдущих турниров прошли из рук вон плохо. Наступила апатия, не хотелось ни с кем разговаривать, никого видеть. Сейчас, как это ни странно после поражения, я уже готов общаться спокойно. Исчез тот психологический груз, давивший на меня вчера.
- Впереди Суперфинал чемпионата России и Командный Чемпионат Мира. Собираетесь участвовать в этих состязаниях?
- Наконец после серии неудач я выступил относительно неплохо! Интерес к шахматам вновь просыпается, а ведь был период, когда я боялся подходить к доске…. Так что буду играть в обоих турнирах. Тем более что ощущаю сейчас прилив сил.
- Как намерены готовиться к Суперфиналу?
- Поеду домой, в Нижневартовск, отдохну несколько дней, а потом примусь за работу.
- Ощущаете себя «своим» в шахматной элите?
- Рано говорить об этом, поскольку супергроссмейстеры по-прежнему играют лучше меня. Но очень надеюсь, что скоро все изменится.
Данис Хуснутдинов
http://ugra-chess.ru/