Чемпион мира по шахматам Вишванатан Ананд был гостем «Спортивного канала» в четверг, 5 ноября.
- Как часто бываете в России?
АНАНД: Впервые я приехал в Россию в 1986-м, а вообще в вашей стране был раз 15, может и больше. Честно говоря, не могу сказать, что путешествовал по вашей стране. Всегда приезжаю в Москву, хотя делаю это достаточно часто.
- Вы не устали быть вторым после Карпова, Каспарова, Крамника?
АНАНД: Я действительно прошёл очень много циклов чемпионата мира, и это действительно тяжело. Помню, в первый раз я проиграл в четвертьфинале, уступив Карпову. Я тогда был удивлен насколько был близок к победе, но мне не удалось ее достичь. Потом были и взлёты и спады. Впервые, я завоевал титул чемпиона мира в 2000м году. Но шахматный мир тогда был расколот. Когда я потерял титул, это может быть прозвучит странно, у меня просто долгое время не было матчей, чтобы я снова мог за него побороться. Ну а потом был Сан-Луис. На самом, деле появляется странное чувство, что время-то идёт, и ты тоже идёшь и идёшь. А ведь поколения меняются, приходят новые и молодые с ними всё труднее и труднее бороться. Был не простой период, но потом появилась Мексика, где прошел турнир за звание чемпиона мира, и мне удалось выиграть. Победа в Мексике, можно сказать, придала мне второе дыхание. После этого триумфа было уже очень приятно выиграть и матч в Бонне.
Но действительно можно сказать, что я видел несколько поколений русских шахматистов. Я ещё играл с Полугаевским и Геллером. И конечно со всеми кто моложе, Крамником, Свидлером. Но конечно большую часть моей жизни я провёл с великими «К». Карповым, Каспаровым и Крамником. Да, так если вспомнить, то с каждым из них я сыграл около ста партий, не меньше.
- О компьютерных подсказах.
АНАНД: Компьютерные подсказки – их главное угроза в том, когда они происходят. И ещё одна проблема, когда подсказки не происходят, но у окружающих есть чувство, что их используют - это две разные ситуации. Потому что сейчас часто бывает именно второй вариант, то есть кому-то может показаться, что соперник пользуется компьютером и тогда всё вокруг меняется: атмосфера на турнире, отношения людей. Но на большинстве больших турниров, мы всё–таки доверяем друг другу, то есть я доверяю и мне доверяют в том, что мы играем сами. Но всё равно я считаю, что контроль нужен. Поэтому думаю, правильное решение принято насчёт мобильных телефонов. Теперь если они звонят, то сразу ставят поражение. И не только это - ведь звук можно отключить, но всё равно может прийти СМС с ходом, поэтому надо приходить на партию без телефона.
- Нужно ли ФИДЕ принимать особые правила?
АНАНД: Да, они уже приняли, это как раз отключение телефонов. Оно и направлено на борьбу с использованием подсказок. Но думаю, сейчас гораздо сложнее поймать человека за руку, когда он использует подсказки, чем придумать ему наказание. То есть я хочу сказать, что допустим, кого-то поймали, а ФИДЭ может и не влезать. Потому что этот не честный человек сразу почувствует изменившееся к себе отношение. Большинство коллег будут избегать общения с этим игроком, а его самого вообще перестанут приглашать на турниры. Так что шахматист должен хорошо подумать, прежде чем пойти на такой ответственный шаг как использование подсказок. Но я считаю, что компьютерные подсказки не являются главной проблемой шахматного мира, и не надо из-за этого сходить с ума. Да, действительно несколько таких случаев было, и понятно, что люди нервничают. Но мне кажется значение этой проблемы несколько преувеличено.
- О мемориале Таля.
АНАНД: Вообще, состав турнира впечатляет. Невероятно, сильный состав. Уверен он войдёт в историю, я давно не видел, чтобы столько сильных гроссмейстеров были собраны в одном месте. Вообще предстоит тяжёлая борьба буквально в каждой партии. Думаю, мы запомним этот турнир, потому что были и предыдущие мемориалы Таля, но этот стоит особняком. Думаю, это сильнейший турнир в этом году.
- О задачах на турнир.
АНАНД: На самом деле выбор невелик. Надо просто играть и смотреть в каком нахожусь состоянии, и делать соответствующие выводы. Думаю, что если игра будет складываться, то и все остальное будет хорошо. Главное чтобы пошла игра. Я безусловно, рад играть в таком сильном турнире, и действительно получу огромное удовольствие от игры, но каждый день мне предстоит тяжёлая работа и пока не могу сказать о своих задачах. Надо просто выходить и играть в шахматы.
- Как отражается развитие индустрии в Вашей подготовке?
АНАНД: Я много пользуюсь компьютером, надо признать. Проверяю анализы варианты, и мне приходится это делать, потому что все делают это, и надо всё много раз перепроверять потому что соперники не дремлют. Но у меня немного странное пользование компьютером. Пока я смотрю позицию одним глазом, могу тут же включить и смотреть кино или задействовать какую-нибудь игру
- О российской школе. Чем объяснить неудачи в шахматах?
АНАНД: Да нет, я думаю, что Россия по-прежнему одна из сильнейших шахматных держав планеты, я уверен. Но просто теперь учиться шахматам стало легче и потому людям легче составить конкуренцию русским. Но думаю, на последнем командном чемпионате Европы россиянам просто не повезло - они не смогли взять золото и забрали только серебро. Но уверен, что Ваша страна по прежнему одна из лучших, хотя сейчас нет доминирования российских шахматистов.
- О цикле чемпионата мира.
АНАНД: Ну, вообще-то я играл по разным системам, и в матчах и в турнирах и вообще не просто сказать. Наверно всё-таки матчи лучше, хотя, наверное, нет принципиальной разницы. Думаю, что очень важно что шахматный мир наконец объединился и что есть один чемпион мира и никто в этом не сомневается. Это очень важно потому, что когда спрашивают - кто же чемпион мира по шахматам - у многих единого ответа вообще не было. Это сильно мешало и для популяризации спорта и вообще поиска спонсоров и даже это мешало в организации турниров и других мероприятий. Так что самое важное, что шахматисты объединились.
- О вхождении шахмат в Олимпийскую семью.
АНАНД: Да, это было бы здорово, если это возможно, конечно. Потому что во многих странах, если ты представляешь олимпийский вид спорта, то и финансирование у тебя гораздо больше. Ведь во многих местах шахматы вообще не считаются спортом, а так это было бы не просто спортом, а олимпийским видом.
Но если честно, я не знаю, на какой стадии находится переговоры с Международным Олимпийским Комитетом. Считаю, было бы хорошо, если шахматы вошли бы в Олимпийскую семью.
- О контроле времени.
АНАНД: Не думаю что это большая проблема. Думаю, что ради вхождения в олимпийскую семью на некоторые уступки стоит пойти. Но опять, же возникает вопрос ведь не понятно, с каким именно контролем будут играть в олимпийские шахматы, если вообще таковые будут. Может это будут только быстрые шахматы, и тогда никакого ущерба я не вижу.
- О ближайших планах.
АНАНД: После Мемориала Таля я приму участие в блиц-турнире, потом поеду в Индию. А там не знаю, поеду ли в отпуск. Но в любом случае поехать домой к родным людям это всегда приятно, то есть это уже как отпуск для меня.
Беседовала Эльмира Мирзоева
http://www.radiomayak.ru/