Иудаизм
Википедия
Иудаизм
Иудаизм, иудейство – это религиозное, этическое и национальное мировоззрение еврейского народа. Иудаизм является одной из древнейших монотеистических рели... читать далее »
Новости иудаизма
23.03.2014 22:08

О Еврейской автономии. Иудаизм.

 О Еврейской автономии
Он автор ряда уникальных изданий, посвященных истории Еврейской автономной области. Его последняя монография "Биробиджанский проект в научных исследованиях" написана совместно с исследователем из Киева А. В. Зарембой.

И. Бренер любезно согласился ответить на вопросы корреспондента Агентства еврейских новостей.

- Доктор Бренер, наша встреча проходит в знаменательный год 80- летия Еврейской автономной области. Если Вы не возражаете, то наш разговор мы начнем не с Ваших научных исследований, а с Вашего рассказа о Ваших корнях.

Ведь в каждой Вашей книге чувствуется, что она написана не равнодушным ученым, а человеком теснейшем кровным образом связанным с этой землей, с этим краем. Поведайте нашим читателям, когда и как Вы и Ваши родные оказались в Биробиджане?


- Я родился в 1949 году в Биробиджане. Здесь, на Дальнем Востоке, прошли учеба в средней школе, служба в армии. В Хабаровске закончил учебу в двух высших учебных заведениях.

Довелось поработать учителем в школе, корреспондентом в газете "Биробиджанер Штерн", преподавал политэкономию в техникуме, занимался вопросами идеологии, социологии, международных отношений в лекторской группе обкома КПСС, работал директором агентства "Интурист" в Биробиджане.

С 2009 года - старший научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП ДВО РАН). С 2002 года занимаюсь вопросами краеведения, исследованиями истории создания Еврейской автономной области.

Разумеется, все годы меня интересовала наша семейная история. В домашнем архиве сохранились документы деда, которые не давали мне покоя.

К сожалению, дедушка рано умер, а мои вопросы к бабушке, пока она была жива, родителям чаще всего оставались без ясного ответа.

Возможно, они считали, что мне не следует знать эту семейную историю, но впоследствии, я ощутил, что это нежелание рассказать об их прошлой жизни было связано со страхом перед властью предать гласности подробности семейной драмы.

Из того, что я прочитал в справках и документах деда, а также рассказов бабушки получалась, что мои предки приехали из Украины в Биро-Биджанский район в начале тридцатых годов, затем в 1936 году уехали в Житомир и после войны, в 1946 году, вновь вернулись обратно.

С чем были связаны эти "переезды" мне стало понятно много позже. Работа в Государственном областном архиве позволила мне значительно расширить представление о времени приезда моих родных, работе деда Рувина, который был руководителем Биробиджанской райзаготконторы.

Работники архива обнаружили нашу фамилию в списках первых переселенцев, прибывших в 1928 году на станцию Тихонькая, а затем, в 1929 году нашли подтверждение о том, что семья деда в количестве пяти человек проживает в этом селении.

Также были найдены письма-обращения деда в Хабаровский ОЗЕТ, переписка с центральными органами власти, из которых становилось понятно, что по инициативе моего деда был поставлен вопрос о строительстве на территории области кожевенного завода.

Такие вопросы не могли решаться без участия председателя облисполкома Иосифа Либерберга, и я не сомневаюсь, что дед принимал участие в его обсуждении.

После ареста И. Либерберга в Москве в августе 1936 года в Биробиджане также начались репрессии в отношении руководителей рангом пониже. Об этом уже много было написано как учеными, так и писателями.

В одной из книг под названием "Плюс эмиграция", написанной Валерием Кацем - бывшим биробиджанцем, проживающим ныне в Израиле, я нашел, как мне кажется, объяснение внезапного отъезда семьи деда из Биробиджана.

В. Кац в одном из своих рассказов приводит как факт репрессии в отношении руководителя областной конторы Бобровского, в чье подчинение входила райзаготконтора.

Бобровскому инкриминировалось невыполнение плана заготовок продукции, т.е. экономический саботаж. Все это "потянуло" в суде на шесть лет лагерей. Вполне возможно, что дед Рувин понял, что следом придут и за ним, поэтому он принял решение как можно быстрее уехать с семьей из Биробиджана.

Возвращение в Биробиджан после войны было понятным – на Украине разруха, не было работы, голод, дом деда в Житомире власти экспроприировали.

В те годы в области вновь была организована кампания по переселению евреев. Семья деда вернулась без Иосифа, старшего из трех сыновей, пропавшего без вести в первые дни войны под Белостоком, Семён в 1941 году в боях под Москвой получил тяжелое ранение и стал инвалидом 1 группы по зрению, а младший - Михаил остался служить в армии.

В 1947 году в Биробиджан по программе переселения приехали сестра с братом – Роза и Шура Файман, оставшиеся сиротами после войны. Через год Семён с Розой познакомились, а еще через год я родился.

Подробно об этом написано в моей первой книге – "Лехаим, Биробиджан!", однако ряд фактов, о которых я здесь сказал, стали мне известны чуть позже.

- Ваши работы "Страна Биробиджан" и "Биробиджанский проект…" вводят в научный оборот целый пласт неизвестных ранее архивных материалов, которые содержат новые имена, факты, события. Расскажите, пожалуйста, что нового в Ваших последних книгах, как теперь после их публикации предстает ранняя история Еврейской автономии?

- Изучение истории автономии стало для меня настоящей потребностью. Сначала я занялся этим, чтобы восстановить историю своей семьи, составить генеалогическое древо, а потом увлекся этой работой.

Много работал в Государственном областном архиве, в Хабаровске, запрашивал документы из Российского государственного архива, работал также в государственном архиве Израиля, мне присылали документы из Киева, Санкт-Петербурга, Минска, из Америки.

И чем больше вникал в суть событий, тем яснее вырисовалось понимание того, что историками не совсем адекватно по отношению к реальным событиям тех лет излагалась история создания еврейской автономии как в бывшем Советском Союзе, так и зарубежными исследователями.

Не один год потребовался, чтобы найти первоисточники, познакомиться заочно и очно с теми, кто занимался и занимается этой темой.

Так, в Украине я познакомился по интернету с несколькими учеными, в том числе и с Александром Зарембой, прочитал некоторые его работы. Его подход к теме Биробиджана показал, что по многим вопросам у нас общие взгляды, и я предложил ему поработать совместно над "белыми пятнами" в истории нашей области.

Монография "Биробиджанский проект в научных исследованиях: ценности и интересы в истории Еврейской автономной области", над которой мы с Александром Зарембой работали более трех лет, в основном написана на основе архивных документов и работ, опубликованных на идиш, иврите, английском.

Исследуя фундаментальные работы А. Гринбаума, Я. Бабицкого, Х. Словеса, Эстер-Розенталь Шнайдерман, М. Кадышевича и ряда других ученых мы пришли к выводу, что они подходили к оценке образования области как к реальной, вполне осуществимой идее.

Это, можно считать, был один из важнейших моментов оценки Биробиджанского проекта на этапе начала строительства еврейской республики.

На наш взгляд, именно так оценивались в те годы усилия Советского государства внутри страны и такого же подхода придерживались прогрессивные еврейские организации за рубежом.

В разделе "Антология" мы привели в переводе на русский язык ряд статей известных еврейских деятелей, которые выражали международную поддержку этого проекта.

Другой немаловажный аспект Биробиджанского проекта, который мы посчитали, что он был незаслуженно забыт – активное участие Института еврейской пролетарской культуры, где по инициативе его руководителя И.И. Либерберга была создана секция биробиджановедения.

Еще до того, как была создана ЕАО, ученые института уже планировали, чем должна заниматься область, что она может и должна из себя представлять, что нужно для того, чтобы эту область развивать.

На наш взгляд, Иосиф Либерберг был "Биробиджанским маяком" на Украине. За ним на Дальний Восток поехали его коллеги-ученые, евреи из городов и местечек. Данные, которые у нас имеются, показывают, что в начале тридцатых годов половина всех переселенцев прибыли в Биробиджан из Украины.

Первые шаги Либерберга и его команды показывают, что крупнее лидера, чем Либерберг - грамотного, эрудированного, подготовленного, нигде в СССР тогда не было.

Вокруг него был собран мощный научный потенциал, настоящие знатоки своего дела, профессионалы. По его инициативе была создана научная комиссия, которая пыталась поставить на научную основу строительство автономии и должна была стать в будущем академическим институтом.

Реально оценивая обстановку мы понимаем, что репрессивная политика государства в 1937-1938 годы нанесла по области удар, который уничтожил все руководство области и уже трудно было оправиться.

После второго удара, пришедшегося на годы борьбы с "космополитизмом", область уже не смогла восстановиться и превратилась в пропагандистский проект, о котором и говорили впоследствии многие историки.

Вместе с А. Зарембой мы решили до половины объема монографии уделить антологии материалов о Биробиджане, которые были скрыты от русскоязычного читателя языковым барьером и пластом времени.

Впервые напечатаны переведенные на русский язык статьи и материалы писателей, ученых, которые многие десятилетия были закрыты от нас и практически неизвестны.

Конечно, большую часть переводов осуществил сам Александр Заремба, также в антологию включены переводы Елены Беляевой и Елены Сарашевской.

Все расходы по изданию монографии взяла на себя внучка Иосифа Либерберга - Ирина Новицкая. Огромное ей за это спасибо!

Другая моя книга "Страна Биробиджан" носит публицистический характер, она содержит конкретные исторические факты. В ней собраны статьи и очерки о наиболее значимых фигурах в истории Биробиджана, в том числе о И. Либерберге, А. Бахмутском, Б. Бруке, Х. Майере, Л. Путермане и др., которые были опубликованы ранее в научных и художественно-публицистических журналах.

Книга издана при поддержке губернатора и правительства к 80-летию образования ЕАО.

Понятие "страна", которое вынесено в заглавие книги, не мною придумано. Это словосочетание я находил у многих руководителей, ученых, писателей, журналистов, чьи имена навсегда войдут в историю Биробиджана.

Эта книга - дополнительное пособие для тех, кого интересует наша уникальная история.

- Над чем, над какими темами Вы сейчас работаете? Когда ждать Ваших новых публикаций?

- В ходе работы над монографией мы приняли решение подготовить отдельную монографию, посвященную Иосифу Либербергу. Выявлены уже новые документы и материалы, не вошедшие в монографию.

Трагическая история судьбы первого председателя облисполкома ЕАО, прожившего короткую и яркую жизнь (всего 37 лет) и расстрелянного в Москве в 1937 году, только в конце прошлого столетия стала достоянием гласности.

Многие годы советские издания, включая в том числе, и Российскую Еврейскую энциклопедию, где упоминалось его имя, давали крайне скудную, порой ошибочную и противоречивую информацию о жизни И. Либерберга, периоде его деятельности в Биробиджане, аресте и гибели.

Лишь недавно стали открыты неизвестные страницы из жизни Иосифа Либерберга.

На основе новых документов, полученных из различных архивов, а также материалов, опубликованных в других государствах, написанных на идиш, иврите, английском, из воспоминаний его внучки Ирины Новицкой удалось собрать сведения об окружавших его людях, понять атмосферу политических событий вокруг создания еврейской государственности на Дальнем Востоке, сложившуюся в те годы.

Это позволило также определить его роль и участие как в организации еврейской науки в Украине, так и в создании фундамента еврейской автономии, оценить роль И. Либерберга в еврейской истории России.

Имя Иосифа Либерберга при анализе истории евреев в Советском Союзе чаще вспоминалось историками и философами за рубежом, но, к сожалению, не упоминалось в стране, где он родился.

Одна из самых известных в мире журналистов Анна Луиза Стронг после встречи в Биробиджане с профессором Либербергом в апреле 1935 года описала его в своей статье, опубликованной в журнале "Най лэбн" как "одного из самых блестящих мужчин, которых я когда-либо встречала".

В устах знаменитой журналистки, основавшей в СССР первую англоязычную газету "Moscow News", для которой был открыт доступ к Сталину, Мао Цзэдуну, а сам Лев Троцкий писал предисловие к ее книге про советский НЭП - такая оценка многое значила.

Безусловно, нас воодушевила и то, что 24 января 2014 года Законодательное собрание Еврейской автономной области присвоило звание почетного гражданина ЕАО первому руководителю области Иосифу Либербергу и Заслуженному учителю, участнику Великой Отечественной войны Лазарю Брусиловскому.

Это предложение внес губернатор автономии Александр Винников. Решение областного парламента по присвоению этим людям высшей награды ЕАО было единогласным.

Комментируя решение правительства о внесении на рассмотрение Законодательного собрания вопроса о присвоении Иосифу Либербергу звания "Почетного гражданина Еврейской автономной области", А.А. Винников отметил:

"… В последние годы в области начали активно заниматься изучением ее истории, используя, в том числе, архивные материалы, которые хранятся в областном государственном архиве. В вышедшей в 2013 году монографии "Биробиджанский проект в научных исследованиях. Ценности и интересы в истории Еврейской автономной области", авторами которой являются Иосиф Бренер и ученый из Киева Александр Заремба, ряд глав посвящен исследованию деятельности И.Либерберга в период его работы в Киеве и в Еврейской автономии.

В этих материалах авторам удалось документально доказать, что лично председатель облисполкома Иосиф Либерберг внес огромный вклад в научное обоснование необходимости создания автономной области, в становление и развитие ее экономической, культурной и национальной составляющих.

Мы считаем, что Иосиф Либерберг заслуживает присуждения звания "Почетного гражданина Еврейской автономной области". При проведении юбилейных мероприятий мы вручим почетные регалии его внучке Ирине Новицкой и установим мемориальную доску на здании облисполкома".

Присуждение Иосифу Либербергу высшей награды области напоминает всем нам о трагическом прошлом, диктатуре одной партии и власти, о безвозвратно потерянных возможностях развития общества, что привело к упущенным возможностям развития страны на долгие годы.

- Большое спасибо, д-р Бренер, за Ваше интервью, здоровья и успехов в Вашей исследовательской работе.

Александр Локшин







http://aen.ru

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.