Иудаизм
Википедия
Иудаизм
Иудаизм, иудейство – это религиозное, этическое и национальное мировоззрение еврейского народа. Иудаизм является одной из древнейших монотеистических рели... читать далее »
Новости иудаизма
27.10.2013 23:13

Это было начало…. Иудаизм.

Это было начало…
У г-на Ротта крепкие выдержка и мужество. И это хорошо, иначе, друзья не сидели бы за его столом в доме на севере Торонто, говоря о генералах КГБ и КККП (Королевская канадская конная полиция) и о цене свободы, которая , при переводе на русские рубли в 1974 году, обошлась г-ну Ротту ровно в пять коробок шоколада плюс довольно существенного размера ложь, произнесенная одному очень серьезному русскому человеку.

Г-н Ротт был серьезным в своем праве: русский еврей венгерского происхождения и ребенок так называемого врага государства, который исчез в сибирском Гулаге, когда сыну было всего три года.

Г-н Ротт работал по своему направлению - вверх по тоталитарной лестнице и возглавлял оборудования на производстве завода Лады в Тольятти.

В условиях железного занавеса г-н Ротт добился многого. Но сердце его болело. В ловушке. Он и его жена, Ия - профессор университета, были единодушны: жизнь никогда не будет приятной для них, пока они не живут на Западе.

У г-на Ротта была семья в Канаде, дальние родственники, люди, которых он никогда не встречал, но они пригласили Роттов на свадьбу в Торонто летом 1974 года. Это был шанс.

Он писал письма в Кремль, с официальными просьбами, ходатайствовал влиятельным людям и всегда получал один и тот же ответ на просьбы о выезде из страны не надолго: Нет.

Его последней надеждой было договориться о встрече с генералом КГБ, который знал его, потому что в КГБ знали все обо всех в Тольятти.

Он пояснил, что будет свадьба, и что семья в Канаде была протестантской, и для протестантов необходимо благословение каждого известного родственника - неважно, как далеко они находятся. Нет благословения - нет свадьбы.

Конечно, г-н Ротт ничего не знал ни о протестантизме, ни о своей собственной религии - иудаизме. Но чем черт не шутит, подумал он, это стоило того.

Решающим доводом было, когда он сказал генералу, что Ия и их трое детей остались бы в Тольятти.

"Ия всегда была моим героем", - говорит г-н Ротт, разглядывая свою жену, с которой они вместе уже 52 года.

Встреча с человеком из КГБ была бы началом счастливого конца и впоследствии дала необычный поворот.

Но в первую очередь, Владимир говорит, размахивая руками мы должны поговорить о 1974, потому что без 1974 не было бы нового поворота и следующей главы.

Документы были получены, взятки даны в аэропорту в Москве. Коробку конфет вручили агенту по билетам, другую коробку - ее руководителю и еще одну коробку - для доброй женщины на выходе.

И вот он, вместе со своей пожилой матерью Региной, на практически пустом рейсе Air Canada на Запад.

Г-н Ротт заплакал. Он думал: наконец свободны. Ему было 39 лет. Два года спустя Ия и трое детей присоединилась к нему в Канаде.

По словам Роттов, КККП заглядывали к ним в дом на севере Торонто - в то время как "оккупантов" не было дома.

"Они думали, что я могу быть шпионом КГБ, - г-н Ротт говорит с сильным русским акцентом, смеясь. - Они не понимали, что всю свою жизнь моя мать проплакала по своему покойному мужу. Его забрали у нее". "И Ия, и я знали, что мы должны были уехать. Я был сыном врага государства. Я приехал в Канаду для будущего моих детей, но я также приехал из-за отца. В России не было для него могилы. Там ничего не было". Сейчас есть надгробие на кладбище Торонто.

Г-н Ротт основал свою собственную фирму проектирования и несколько лет назад рассказал историю своей жизни в двухтомном сборнике мемуаров: "Вызов судьбе, Книга первая, радость от грусти" и "Вызов судьбе, Книга вторая, радость открытий". "

Написанные на русском, а затем переведенные на венгерский и английский, оказалось, что книги были прочитаны библиотекарем, жившим в продуваемом всеми ветрами прибрежном городе на озере Байкал в Южной Сибири.

Там, где происходит история 78-летнего "дезертира" и его 75-летней жены. Сибирский город Бабушкин, который был когда-то известен как станция Мысовая.

Дед Ии, процветающий еврейский жестянщик по имени Шломо Гутерман, жил в Мысовой, как подробно рассказал г-н Ротт в своих мемуарах.

Детали уточнились в следующем письме с другого конца мира: "Это было для меня откровением узнать, что в конце XIX века семья Гутерман жила в Мысовой, - писала Таисия Черных, она же библиотекарь. - Я никогда даже не слышала этой фамилии в Мысовой.

Я ходила в местный музей, но у них никакой информации. Я знаю, что есть старое еврейское кладбище в Мысовой, которое, к сожалению, было практически уничтожено.

Клан Гутерманов насчитывал 1600 евреев, которые в свое время процветали в Мысовой.

В начале 1900-х дом купца был приютом для 5000 жителей. Сегодня нет ни одного еврея. Вернее нет тех, кто практикует еврейство, так как коммунизм эффективно свел всю религию в подполье

Рыночные силы ускорили упадок Мысовой. Транс-Сибирская магистраль обошла город, и евреи переехали в другие места.

Многие предположительно погибли в Холокосте. У многих есть потомки, которые, вполне возможно, понятия не имеют, что их предки похоронены в забытом еврейском кладбище в забытом мещанском городе у берегов озера Байкал.

"Мы поехали на Мысовую, чтобы увидеть его самим в 2011 году, мы были в шоке, -говорит г-н Ротт. - Это было очень примитивное место".

Еще более шокирующим оказалось, что г-жа Черных обнаружила родственника Ии, до сих пор живущего в городе в психиатрическом учреждении.

Человек, названный Юрой, умер вскоре после визита Роттов. Но не было ни одного еврея вокруг, чтобы похоронить его в соответствии с еврейской традицией. Кроме библиотекаря.

С помощью поиска в Google и электронных писем с советами от г-на Ротта, группа христиан похоронили Юру как еврея - в конце декабря 2011 года.

"Никто в мире не слышал, чтобы неевреи хоронили еврея по его обычаям, потому как не было рядом раввина или хоть одного еврея, - говорит г-н Ротт. - Но они похоронили Юру, простого человека, с такой честью".

"Это навело нас на мысль, что мы должны восстановить старое еврейское кладбище. Очистить лес и поставить памятники со всеми именами тех, кто похоронен там.

Почему эти бедные люди должны быть забыты? Если у нас есть один шанс, чтобы они не были забыты, почему бы не воспользоваться им?"

Это великий вопрос. Ротты получили ответ, передав его главе синагоги Торонто.

Они стучали в двери и рассказывали канадским евреям историю обдуваемого ветрами города на берегу озера Байкал и отправляли чеки Таисии Черных.

Библиотекарь наблюдает за реставрационными работами в Мысовой. Памятник уже на месте. Официальное открытие будет после сибирской зимы.

Несколько местных жителей, давно потерянных евреев, посетили сайт, чтобы сообщить г-же Черных, что у них есть умершие родственники, похороненные там.

Еврейская история пробуждается в месте, где прошлое было потеряно, пока русско-канадской "дезертир", сын человека, который никогда не имел надлежащего захоронения в России, тот, кто оставил все в 1974 году, чтобы уехать, не упомянул об этом в книге.

"Это было начало, - г-н Ротт говорит, улыбаясь. - Это было наше начало".

Желающие материально поддержать проект строящегося мемориала "Шалом" или получить дополнительную информацию, могут обратиться: Ротт Владимир и Ия viarott@sympatico.ca, Черных Таисия taya2109@yandex.ru.

Лев Школьник





http://aen.ru

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.