Искусство
Википедия
Искусство
Искусством называется образное осмысление действительности. Это сам процесс или уже результат выражения внешнего либо внутреннего мира творца в художестве... читать далее »
Новости Искусства
13.12.2009 23:15

Фрески второй половины XI-XII веков и отражение в них исторических событий, политических и религиозных воззрений времени. Искусство.

К 60-м годам XI века — ко второму освящению храма должны были быть закончены росписи боковых нефов, тематика которых, вероятно, восходила к программе, выработанной Ярославом и его советниками, а также — росписи внутренней галереи.

Росписи двух крайних приделов особенно тесно были связаны с Ярославом. Се-верный придел посвящен святому Георгию, который являлся патроном великого князя, чье христианское имя было Юрий (Георгий) — изображение великомученика Георгия расположено в конхе апсиды, а на сводах размещались шесть сцен из его жития.

Иллюстрация 1

Крайний правый придел был посвящен архангелу Михаилу, считавшемуся покровителем князей и воинов. Полуфигурное изображение архангела заполняет конху апсиды, а на сводах размещены шесть сцен архангельских деяний.

Интересным откликом на политические события времени, когда с переменным успехом для обеих сторон происходили военные столкновения с Византией, являлся групповой портрет семейства Ярослава на западной стене центрального нефа и прилегающих к ней южной и северной стенах. На этом несохранившемся портрете (воссоздать его помогла случайная копия, сделанная в 1651 году голландским художником А. Вестерфельдом) великий князь Ярослав и его жена — великая княгиня Ирина были представлены в коронах византийского типа, и Ярослав выступал здесь достойным соперником василевса. Возник этот портрет, вероятнее всего в 1045 году, когда еще ни одна из дочерей Ярослава не вышла замуж.

Не менее интересным примером включения Древней Руси в мировую историю, представленную в настенных росписях храма, были фрески башен Софии Киевской. В последние десятилетия эти фрески были заново атрибутированы1. В.Н. Лазарев2 связывал изображение на этих фресках разнообразных игр на константинопольском ипподроме с грекофильством Владимира Мономаха, чья мать была дочерью византийского императора Константина Х, а одна из дочерей вышла замуж за византийского царевича Льва. В настоящее время запечатленные на них события связывают с моментом заключения политического и матримониального союза 987 го-да, предшествовавшего крещению Руси. В этот год сестра византийского императора (василевса) Василия II Болгаробойца (976-1025) была выдана замуж за великого князя Киевского Владимира Святославовича(978-1015). Русские летописи рассказывают, что в этот год Владимир послал послов в разные страны для испытания вероисповеданий, и особое место уделяют приему русского посольства в Константинополе. Прием русского посольства Василием и помолвка великого князя и царевны Анны, по-видимому, и являются темой росписей.

Иллюстрация 2

Распределение сюжетов соответствует делению храма на женскую и мужскую половины. В южной башне фрески посвящены приему послов Владимира Василием II на ипподроме, когда им были оказаны всенародные почести; в северной — коронации Анны (как в византийском, так и в старинном русском свадебном обряде помолвка предусматривала коронацию невесты). Фрески рассказывают о дворцовой жизни во время помолвки, пришедшейся на период святок. Поэтому на них изображен святочный пир, охотничьи сюжеты и рождественские представления на ипподроме. Сюжеты в медальонах на сводах башен с целящимися лучниками, парными птицами, изображениями сокола и голубя связаны с брачной символикой. Фрески были выполнены русскими художниками, на что указывает более плоская и линейная манера их письма по сравнению с греческими мастерами. Этот цикл фресок прославлял крестителей Руси — великого князя Владимира и его жену княгиню Анну. Если В.Н. Лазарев связывал строительство башен и их роспись с началом XII века - временем правления Владимира Мономаха, то после новой атрибуции эти фрески относят к первой трети века, что представляется не совсем оправданным. К началу XII века относятся величайший памятник русского летописания — «Повесть временных лет» и «Чтение о Борисе и Глебе», оба произведения написаны монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор выдвигал идею великой исторической миссии русского народа. Как народ, принявший христианство последним (последний из призванных) , он должен был стать первым в историческом процессе. Но распря возникает в семье крестителя Руси - князя Владимира. По наущению дьявола его сын Святополк убивает своих младших братьев Бориса и Глеба (сыновей Анны). Их безропотная смерть подала пример братской любви и покорности всем русским князьям. Распри князей-братьев (все русские князья потомки одного родоначальника — Рюрика) — последняя надежда дьявола воспрепятствовать торжеству добра в мире. Связывая русскую историю с мировой и придавая ей центральное значение, Нестор как главное звено исторических событий последних лет выдвигал идею «братолюбия» князей. Оба произведения проникнуты мыслью о защите Русской земли и необходимости единения перед лицом опасности. Этими же идеями проникнуто «Поучение» Владимира Мономаха, ко времени княжения которого В.Н. Лазарев относит создание этих фресок.

Видное место в системе росписей Софии Киевской, придававшее собору специфически русские черты, принадлежало орнаменту, находившемуся под воздействием народного искусства.

Другие памятники фресковой живописи Киевской Руси относятся к столетию — тому времени, когда рядом с киевским двором быстро складывались новые культурные центры, важное место среди которых занимали монастыри. К сожалению, многие памятники этого периода не сохранились или были позднее записаны. Самым значительным из них является ансамбль фресок Кирилловского монастыря.

Иллюстрация 3

Кирилловская церковь была построена князем Всеволодом Ольговичем (в крещении Кириллом) в 1139-1167 годах. Ансамбль ее фресок отличается сложностью иконографического состава: Богоматерь-Оранта, «Евхаристия», святительский чин в апсиде, евангельские сцены на сводах и стенах, «Страшный суд» на западной стене и многочисленные фигуры святых и святых воинов на столбах. Именно в этой церкви впервые в Древней Руси появляются сюжеты, связанные с Кириллом и Афанасием Александрийскими и являющиеся откликом ортодоксальной церкви на усиление влияния арианской — с ней боролся св. Афанасий (296-373 ). и несторианской ересей -против учения Нестория боролся св. Кирилл(IV-V вв.). Эти ереси отрицали божественную сущность Христа и настаивали на преобладании в нем человеческой природы. Сюжеты находятся в алтарной части в южной апсиде и не имеют аналогов в живописи этого времени. В житийном цикле 16 сцен, 12 из них во фреске. Эти святые, проповедавшие культ Богоматери, являются парными и всегда изображаются вместе. На северной стене южной апсиды представлена сцена «Кирилл проповедует правую веру» И.Е. Марголина3 предположила, что на ней изображен Эфесский собор 431 года, на котором Марию провозгласили Божьей Матерью, а Иисуса — воплощением Слова Божьего. Изображенные симметрично по отношению друг к другу на северной и южной стенах апсиды фигуры двенадцати святителей и четырех диаконов: Петра Александрийского, Афанасия Великого, Григория Великого и др., также имеют отношение к борьбе за утверждение догмата о божественной сущности Христа (сохранилось 9 из 16 изображений). Большинство святителей написано с тонзурой, символизирующей отречение от мирских интересов. Волосы с древних времен были символом силы, а наличие тонзуры демонстрировало, что сила - в боге. Учение о догмате воплощения отводило человеку видное место в картине мироздания. Борьба по поводу догмата шла между восточной и западной церквями, а также между группировками черниговских князей Ольговичей и ярославских Мономаховичей. Поскольку Кирилловская церковь строилась в период междуусобицы, то в ее росписях нашли отражение церковные догматы, а также тяготение Всеволода Ольговича к византийским церковным традициям (его отец Олег Святославович Черниговский провел в изгнании в Византии несколько лет, два из них — на острове Родос, где женился на знатной гречанке Теофании Музалон — матери Всеволода). Фрески были записаны, а раскрыты только в XIX веке, поэтому сложно судить об их живописи. Однако, довольно архаичная манера письма, как и славянские надписи заставляют предположить, что это работа местных мастеров.

Если в XI веке исключительная роль в оформлении внутреннего убранства соборов принадлежала мозаике, то в XII веке она утрачивает свои позиции, уступая место фреске. Именно во фреске начинают выкристаллизовываться национальные черты: изысканная живописность уступает место линейной трактовке формы, предпочтение отдается графическим средствам выражения. Исчезают полутона, а красочная гамма уплотняется, приобретая цветовую насыщенность и яркость. «Образ теряет в изяществе и тонкости, зато выигрывает в силе и непосредственности»4. Постепенно древнерусская живопись приобретает собственный художественный язык и ряд характерных для разных школ особенностей, возникших в период феодальной раздробленности.



1 Н.Н. Никитенко. О содержании фресковой росписи лестничных башен Софии Киевской.-Памятники культуры. Новые открытия. 1991. с.117-125.

2 В.Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески.

3 И.Е. Марголина. Фрески алтаря киевской Кирилловской церкви. Памятники культуры. Новые открытия. 1997. с. 225-231.

4 В.Н. Лазарев. с.32




Волкова А.В.

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.