История Ирана
Википедия
История Ирана
История государственности в Иране — одна из древнейших в мире. На протяжении веков эта страна играла ключевую роль на Востоке. Персидская империя ... читать далее »
Статьи по истории Ирана
29.08.2012 02:33

Этнические и миграционные процессы в Мианкале (XVI-XVIII вв.). Иран.

Этнические и миграционные процессы в Мианкале (XVI-XVIII вв.)

Мианкаль – остров, находящийся в среднем течении реки Зарафшан, образуемый между рукавами реки Зарафшана – Акдарьи и Карадарьи. Длина этого острова составляет более 100 км., ширина в среднем 15 км (Материалы по истории казахских ханств XVI-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата: Наука, 1969. – С. 537. ). Мианкаль в админстративном отношении в период позднего средневековья находился в составе Бухарского ханства.
Зарафшанская долина всегда отличалась плодородием, обработкой почвы и густым туземным населением. Она считалась золотым дном всей Средней Азии. Река Зарафшан, дойдя до гор Чупаната, в 8 верстах от Самарканда разделяется на два русла: северное называется Акдарья (по тадж. Даряи сафед), и южное Карадарья (Даряи сияхаб). Эти два рукава удаляются один от другого на 15-18 верст и сливаются близ города Хатырчи. Таким образом, Зарафшан образует своими рукавами остров. Этот остров носит название Мианкаль (Маев Н.А. Топографический очерк Туркестанского края: орография и гидрография края //Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. Под редакцию Н.А. Маева. Вып. I. – СПб., 1872. – С. 107.).

Мианкаль считается местностью с древнейшей историей. Если обращать внимание на страницы истории, этот благодатный оазис в течение нескольких веков упоминался во многих источниках. С развитием ирригационных систем в этом междуречье с древности его население занималось поливным сельским хозяйством. Поэтому эта местность с древных времен считалась густонаселенным пунктом по сравнению с окружаюшими его территориями.
В своем прошлом Мианкаль пережил различные события, политические и этнические процессы. Расположенный в “золотоносной” (Зарафшан – значит, несущий золото, в смысле плодородия) долине, он уже с древных времен обращал на себя внимание разных народов и их государей, стремившихся утвердиться в его роскошной, благодатной местности (Слученовский. Самарканд и его прошлое. – Самарканд, 1911. – С. 15.).
Сведения, относящиеся к этническим и миграционным процессам в Мианкале, упоминаются в источниках и записках многих авторов. Накануне XV-XVI веков, воспользовавшись междоусобными войнами местных правителей и ослаблением династии темуридов, Шайбанихан начал наступление на Мавераннахр и захватил власть. В связи с этим в Мавераннахр, особенно в Зарафшанскую долину, были заселены многие узбекские племена с севера (из Кипчакских степей). Наиболее значительным компонентом явились тюркоязычные племена, переселившиеся в среднеазиатское Междуречье из Дашти Кипчака во главе с Шайбаниханом. В их состав входили многочисленные племена, в том числе кошчи, буркут, найман, уйгур, курлаут, кият, кунгират, тангут, минг, можар, дурман, ябагу, хитай (потомки древних киданей), чимбай, шункарли, кавчин, мангыт, байри и другие. Основная масса прибывших с севера племен еще долгое время продолжала вести полукочевой образ жизни. Вследствие этих событий в Мианкале плотность населения еще более увеличилась.
Этнический состав населения Мианкаля был разнообразен. Здесь жили, кроме входящих в состав узбекского народа из многочисленных племен, еще другие народы. На эту территорию в XVI-XVIII веках были заселены представители родственных народов, такие как казахи, калмыки и каракалпаки.
В произведении Хафиза Таниша ал-Бухари “Абдулланама” (“Шарафнамаи шахи”) даются сведения, что один из правителей династии Шайбанидов Абдуллахан II (1583-1598) подарил Афаринкентский туман, находящийся на территории Мианкаля, казахскому султану Тавеккелю, состоявшему у него на службе: “990 год хиджры, семнадцатый ден месяца раджаба, во вторник (8 августа 1582 года) Тавеккел султан, захватив вместе с некоторыми пленниками Латифа султана головы Баба султана и Джанмухаммадбия, пришел к высочайшему дворцу и бросил их с поклоном к ханскому трону, дав клятву хану, что он будет преданно служить ему. Хакан с шахской любезностью возвысил Тавеккеля султана до такого уровня, что друзья-приятели его возненавидели. Ему подарил он деньги и одежды, которые украшали его стан. Хан сверх этого ему еще подарил Афаринкент, который считался одним из прекрасных туманов Согда и Самарканда” (Хофиз Таниш ал-Бухорий. Абдулланома (Шарафномайи шоҳий). 2-К. – Тошкент: Шарқ, 2000. – Б. 89. См. также; Материалы по истории казахских ханств XVI-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата: Наука, 1969. – С. 311.). Афаринкент, находясь на территории Мианкаля, считался одним из важных туманов при правлении династии Шайбанидов и Аштарханидов.

 Сорокалетнее правление Абдуллахана II и очень краткое царствование его сына Абдулмумина не привели к укреплению государственной власти, за которую они боролись с такой энергией и жестокостью. После гибели Абдулмуминхана – последнего шайбанида, престолы Мавераннахра, Балха и Бадахшана оказались свободными. В государстве возникли неурядицы и анархия, никто не хотел подчиняться другому. На севере, из района Ташкента, вторгся казахский султан Тавеккел. При помощи больших сил казахов и калмыков, он завладел Самаркандом, но при попытке захватить Бухару потерпел поражение. Неудача этого похода не остановила бы Тавеккеля, если бы он не получил в битве между Самаркандом и Бухарой тяжелой раны, от которой умер в Ташкенте около 1599 года (История народов Узбекистана. Т.II. (От образования Государства Шейбанидов до великой октябрьской социалистической революции). – Ташкент: Изд. АН УзССР, 1947. – С. 82-83.).
В некоторых вакуфных документах, относящихся к позднесредневековому периоду, имеются сведения, что на территории Мианкаля жил бий, вышедший из среды казахского народа. Этому бию и его потомкам в свое время принадлежало несколько кошей земельного имущества. Например, завещанное имущество в пользу потомков Казакбия ибн Сарибия (Вақфнамаи авлад) в урочище Лаиш в тумане Афаринкент Мианкальского оазиса. Это вакуфное имущество состояло из 30 кошей земли, возделывание которой в сезоне требует 30 пар быков. К этому вакуфному имуществу принадлежали также, 1 сад плодовыми и неплодовыми деревьями, 1 виноградник (8000 кустов), 1 двор и 1 мельница. Главный казий и военный казий того времени признали сей вакуф законным и неизменным. Вакуфнама это совершена в 1041 хиджры в месяце шаввал (1631). На документе имеется 8 печатей: 1 - Казия Абдурахмана кази Бакиева, 2 - казия Розибека Муминова. В месяце зулкаада 1041 года хиджры (1631) у помощника военного казия Афаринкентского тумана разбиралось завешание на имущество в пользу потомков по заявлению мутавалия Ходжаяр Махамада со стороны Казакбия (ЦГА РУз, фонд - 18, опис - 1, дело - 9831. – Л. 3-6.). Также в вакуфных актах встречается находяшееся в селении Лаиш Шахабского амлякства Афаринкентского тумана вакуфное имущество, которое называлось “Авлади Казакбий”. Этому вакуфному имуществу принадлежали 666 танапов земли, 1 мельница и 1 водяная крупорушка. Мутавалием этого вакуфного имущества был назначен Валиходжа (ЦГА РУз, фонд - 18, опис - 1, дело - 9828а. – Л. 55-56. ).

В этот период процессы миграции казахов и других родственных народов на территорию Мианкаля, то есть в Зарафшанскую долину, стали причиной происходивших политических процессов Бухарском ханстве. В 20-х годах XVIII века Джунгария распространила свою власть на значительную част Казахстана, в том числе на присырдарьинские земледельческие районы, их торговые города и на обитавших там кочевых и полуоседлых казахов и каракалпаков, захватила главные территории киргизов на Тянь-Шане и в других местах (История Узбекистана. Т. III. (XVI – первая половина XIX века). – Ташкент: Фан, 1993. – С. 41.).
В 1723 году произошла массовая миграция в центральные оазисы Среднеазиатского междуречья казахов и каракалпаков, разоренных и вытесненных джунгарами с Нижней Сырдарьи.
Во время правления последнего аштарханида Абулфейзхана (1711-1747) Мухаммед Хакимбий из племени мангыт, возведенный последним правившим в Бухаре ханом из династии Аштарханидов Абулфейзом в звание аталыка столицы, стал, таким образом, главою всех аталыков. Правитель Шахрисябза, эмир племени кенегес Ибрагимбий, желая вырвать власть из рук Мухаммед Хакима, провозгласил в 1722 году в Самарканде ханом мужа своей дочери, хивинского царевича (по одной версии, двоюродного брата хивинского хана Ширгази) Раджаба. Сам Ибрагимбий был назначен при нем «эмиром над эмирами» (амир ул-умаро). Раджаб, которому всё-таки не удалось взять города (Бухара), обратился за помощью к казахам, обещая богатую добычу в завоеванных областях. Казахи в это время переживали тяжелые дни от нападения калмыков. Казахи бежали за Сырдарью. В этом бедственном положении казахи охотно откликнулись на приглашение идти походом на богатые области Мавераннахра. Обнищавшие, голодные кочевники явились со всеми своими кибитками и скотом в Самаркандский вилайет, откуда расселились по всему Мианкалю до Бухарских туманов. Беженцы пришли со своими семьями и скарбом, с остатками скота, обнищавшие, голодные. Стесненные и преследуемые, казахи могли быт совсем истреблены, если бы не удалились на юг. Переходы сии влекли за собой неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались: меновая торговля прекратилась: нищета и страдания сделались всеобщими (Левшин А. Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей. Ч. 2. – СПб, 1832. – С. 69-70. ). Раджабхан и примкнувшие к нему эмиры совершенно утратили власть над событиями и быстро сошли со сцены. Мухаммед Хакимбий и Абулфейзхан отсиживались за стенами столицы, не смея показаться за пределами города.
В течение целых семи лет казахи производили опустошения по всей Зарафшанской долине, не встречая никакого отпора. Их скот вытаптывал поля, сады и огороды оседлого населения. Цветущие местности превращались в пустыни. Сбор хлебов, овощей и фруктов сократился до минимума; во всем давала себя чувствовать дороговизна. Жители бежали в более безопасные местности. Богатые и цветущие районы были опустошены до конца (История народов Узбекистана. Т.II. (От образования Государства Шейбанидов до великой октябрьской социалистической революции). – Ташкент: Изд. АН УзССР, 1947. – С. 117.).
Таким образом, эту большую волну вынужденно перекочевавших казахов и каракалпаков, нахлынувшую в среду узбекско-таджикского населения оазисов – к Ходженту, Самарканду, Бухаре и Хиве – нельзя рассматривать как “враждебное” нашествие кочевников, несмотря на существенный ущерб, нанесенный ими хозяйству местного населения. Запустение селений и городов в долине Зарафшана в результате внутренних смут и феодальных распрей происходило и до прихода беженцев. Опустевшие города и селения впоследствии нередко заселялись вновь уже этнически иным населением, появлялись и новые этнические группы, формировавшиеся из остатков миграционных воли (например, каракалпаки в Фергане, Зарафшане и в Бухарском оазисе; кипчаки в Фергане, Самарканде, Бухаре и другие) (История Узбекистана. Т. III. (XVI – первая половина XIX века). – Ташкент: Фан, 1993. – С. 42.).
В одном из источников приводиться такие сведения: “При последнем аштарханиде Абулфайзе ханское правительство, чувствуя себя не в силах справиться с внутренними раздорами и объединить государство, без сопротивления подчинилось Надиршаху Афшару (1688-1747). Казахские и калмыкские феодалы, воспользовавщись слабостью Аштарханидов, на семь лет превратили в пастбище плодородную долину Мианкалат” (Мирзоев А. М. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы. Перевод с таджикского под редакцией А.Н. Болдырева. – Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. – С. 19.). Эти события стали причиной процесса переселения в Зарафшанскую долину некоторых племен, относящихся к казахскому народу. Большинство их заселились в среднем Зарафшане и со временем перешли на оседлый образ жизни.
В Бухарском ханстве среди многих узбекских племен жили хитай-кипчаки. Они по сравнению с другими узбекскими племенами заселились между Самаркандом и Бухарою, в средней части Зарафшанской долины, особенно в Мианкале (Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX века). – Москва: Изд-во восточной литературы, 1958. – С. 135.). В источниках впервые в Средней Азии хитай-кипчаки упоминаются во второй половине XVII века (Аристов А. Н. Живая старина. Вып. III-IV. – СПб., 1896. – С. 387. ). Кипчаки переселились из бассейна Сырдарьи в Зарафшанскую долину в конце XVII – начале XVIII веков (Шаниязов К.Ш. Кипчаки в узбекской этнической среде в дооктябрский период: Процесс интеграции // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. – Москва: Наука, 1980. – С. 139-145. ).


В источниках встречаются разные сведения о количестве племен хитай-кипчаков, живших в Зарафшанской долине. По данным Мирзы Шамса Бухари их количество доходило до 120 тысяч человек (Записки Мирзы Шемса Бухари. / О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре/. Изд. в тексте с пер. и примеч. В.В. Григорьева // Уч. зап. Кн. 1. – Казань: Университет, 1861. – С. 7.). А по данным авторов труда “История Эмира Хайдара” Ибадуллы и Мухаммеда Шарифа их количество доходило до 80 тысяч семейств (Ибодулла ва Муҳаммад Шариф. Тарихи Амир Ҳайдар // Қўлёзма. ЎзР ФАШИ. – № 1836. – В. 82б.).
В этот период на территории Мианкаля появились в большом количестве селения и курганы по названию узбекских племен и других родственных народов. Эти селения и курганы до сих пор сохранили свои названия (топонимии) с того времени. Например, так до сих пор называются селения, относящиеся к племени Найман, – Найман и Найманча (малый Найман), селения, принадлежащие к племени хитай-кипчак по их ответвлениям – Кайчыли, Тараклы, Айтамгалы, Коштамгалы, Балгалы, Чумичлы, Сиргалы, в которых поселились племена казахского народа – Казаховул, Казахходжа.


В источниках наряду со сведениями о сырдарьинских каракалпаках, имеются сведения конца XVII века о каракалпаках, живших в среднем Зарафшане. Зарафшанские каракалпаки числились “бухарскими улусами” и считались “подданными бухарскому правителю”. В качестве таковых они участвовали в бухарских войсках как “самые надёжные люди в бою”. Однако, зависимость каракалпаков от Бухары была очень непрочна. В 1681 году они совместно с частью узбеков, живших в Зарафшане (Мианкале), подняли даже восстание против хана аштарханида Субханкули (История народов Узбекистана. Т.II. (От образования Государства Шейбанидов до великой октябрьской социалистической революции). – Ташкент: Изд. АН УзССР, 1947. – С. 106.). В 1092 год хиджры (1681) в Мианкале подняли восстание каракалпаки и хитай-кипчаки (Иванов П. П. Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве 1821-1825 гг. – Москва-Ленинград, 1937. – С. 8.).
В источниках еще приводятся сведения о поселившихся на территории Мианкаля калмыках и их смешении с местными узбекскими племенами. Один из исследователей своего времени Е. К. Мейендорф пишет об этом так: “Большая часть бухарских калмыков происходит от орд Чингисхана, прочие же калмыки-торгоуты, которые в 1771 году покинули берега Волги, причем несколько семейств поселилось на территории Бухарского ханства. Калмыки почти совсем забыли свой язык и между собой говорят по-узбекски; их можно узнать только по физиономиям. Они известны своей храбростью, восприняли обычаи узбеков и живут среди них в особых селениях в Мианкале и других районах Бухарского ханства” (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. – Москва: Наука, 1975. – С. 104.).
На основе проанализированных сведений из источников можно заключить, что в XVI-XVIII веках в Мианкале происходили важные этнические процессы. Воспользовавшись междоусобными войнами местных правителей и ослаблением династии темуридов, Шайбанихан начал наступление на Мавераннахр и захватил власть. В связи с этим в Мавераннахр, особенно в Зарафшанскую долину, были заселены многие узбекские племена с севера (из Кипчакских степей). В период правления династии Аштарханидов продолжалось также зеселение на эту территорию некоторых народов, таких как казахи, каракалпаки и калмыки. В следствие этих событий в Мианкале ускорились этнические и миграционные процессы, и плотность населения еще более увеличилась. Эта территория стало полиэтническим. Всему этому стало причина политические процессы происходившие в то время в Бухарском ханстве. Можно подчеркнуть, что поселившиеся здесь в результате миграционных процессов народы, такие как казахи, каракалпаки и калмыки, быстро смешались с узбеками, так как наблюдались схожесть обычаев и единство веры. Процесс смешения ускорила также схожесть этих народов в отношении языка и произношения.

Автор: Пардаев Комил Каримович: кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия» Ташкентского государственного технического университета имени Абу Райхана Беруни.

Источник www.historicus.ru


© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.