Золотая Орда
Государство Джучидов / Золотая Орда
Улус Джучи, самоназвание Великое государство (самоназвание на тюркском Улуг Улус) в русской традиции — Золотая Орда — средневековое госу... читать далее »
Статьи
13.05.2009 11:00

Судьба города Сарая XIII века. Версии. Статьи по джучидской нумизматике Валентина Петровича Лебедева.


ВЕРСИИ


Отсутствие на приахтубинских памятниках находок кладов джучидских монет вообще и особенно с дирхемами Сарая в литературе не обсуждалось, но и нет очевидного объяснения этому.


А.
Наиболее старая и распространённая точка зрения в отношении локализации Сарая XIII в. – город был ещё мал и его бывшая территория  позднее, в начале XVIII в., была занята селом Селитренным и не затрагивается археологами. Однако, если бы под селом действительно находился город XIII в., то за 3 века существования села предметы и монеты раннего периода несомненно находились бы жителями при рытье подвалов, разного рода ям, траншей, колодцев. Часть этих находок  неминуемо стала бы достоянием частных и музейных коллекций.

Например, об одной из таких  находок Ф.В. Баллод прочёл в отчете К.Н. Малиновского, посетившего в 1888 г. с. Селитренное1.

В его отчёте отмечено, что у села на берегу реки найден клад в кошельке из 250-300 серебряных монет и что монеты были отправлены в Археологическую Комиссию в Петербург1.

Если бы клад состоял из монет Сарая
XIII в., они из Археологической комиссии несомненно попали бы в Эрмитаж, но в его собрании в 1896 г. имелось всего 2 ранних дирхема Сарая  677 и 686 гг.х.2.

Сам Ф.В. Баллод, во время своих раскопок, наладил на всей площади городища порайонное собирание монет пастухами и детворой, при этом районом №1 было само село Селитренное. Но в итоге среди собранных на всём городище 2300 монет не оказалось ни одной джучидской монеты старше 710/1310 г.1

В 1960 г. Ахтубинской археологической экспедицией была куплена у местных жителей коллекция из 203 монет, найденная на чердаке старого дома. Интервал дат монет коллекции жителя с. Селитренное составил с 1310 г. по 1-ю треть
XV в. и ни одной монеты XIII в.3

В наше время паводковые воды на берегу у села стали размывать останки богатого  ордынского дома, но артефактов XIII в. при этом не обнаруживается4.

Наконец, археологические раскопки под руководством Е.М. Пигарева начали вестись и на территории самого села, однако и там никаких объектов, относящихся к XIII в., не обнаружено5.

 

Б. Другое новое направление версий – поиск останков до монгольских и золотоордынских городов в самой дельте Волги. Основными поселенческими памятниками здесь являются городища Самосдельское, расположенное на дельтовом участке Волги в 40 км ниже Астрахани (рис. 9); Красноярское при впадении Ахтубы в Бузан; Мошаик на окраине Астрахани и Чёртово городище на рукаве Бахтемир в 30 км от его начала. Наиболее крупное из них Самосдельское городище, толщина сохранившейся части  культурного слоя на котором составляет 3 м, на сегодня достаточно уверенно связывается с хазарским городом Саксин5,6.

Городище Мошаик является синхронным домонгольским памятником с Самосдельским, существовавшем и при монголах, сейчас почти полностью разрушено5.

Чёртово городище возникло также в домонгольское время, на что, в частности, указывают находки на нём фоллиса Византии
VII в. и арабских медных и серебряных монет IX-X вв.7.

Монетные находки на городище монгольского периода датируют время жизни на нём с начала
XIV  по начало XV в.7,8

Опубликованных находок на всех этих трёх городищах дирхемов Сарая XIII в. мне не удалось найти в литературе.

Рис. 9


Первый известный мне монетный комплекс Красносельского городища был подан группой астраханских археологов и нумизматов на Муромскую МНК-
II  2003 г. (опубликован в 2005 г.7).

Он состоял из 52 медных пулов Золотой Орды, из которых плохая сохранность позволила определить 36. Интервал их чекана составил 737-795 / 1336-1393 гг. т.е. последние 2/3
XIV в.  Вывод, сделанный самими авторами гласит: «Городище не являлось крупным торгово-ремесленным центром, а возможно выполняло роль пограничного поселения Золотой Орды в восточной части дельты Волги на водном торговом пути в Сарай из стран Прикаспия и Ближнего Востока (там же,7  с.149).

Не задолго до этого, в 2002 г., московский историк и нумизмат А.В. Пачкалов публикует в Украинском журнале статью: «О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды)»9, в которой высказал предположение, что с первой столицей Золотой Орды следует связывать именно Красносельское городище. (К сожалению, мне недоступен этот Украинский журнал и я не знаю, на какие материалы опирался автор, высказывая такое предположение; ссылку на эту статью и вывод из неё я цитирую по работе5.)  

На состоявшуюся 3 недели назад ВНК-15 А.В. Пачкалов послал двое тезисов, в которых вновь вернулся к этому вопросу (см. подробный обзор обоих тезисов на данном сайте: http://www.izmaylovo.ru/wiki/num2/detail.php?ID=20478).

В первых из них он совместно с одним из соавторов только что рассмотренной работы7 С.Ю. Скисовым публикуют новый монетный комплекс с Красноярского городища. В него к 36 прежним пулам добавлены вновь собранные на городище 37 серебряных и 65 медных монет. Хронологический интервал пулов примерно тот же:
I-я четверть – 90-е гг. XIV в. Серебряные монеты нового комплекса существенно моложе: 1270-е – 1320-е гг., в том числе  6 анонимных дирхемов Сарая  671, 677 и 681 гг.х., 2 сарайских дирхема Токты и 15 его дирхемов чекана г. Укек.

Вторые тезисы В.А. Пачкалова посвящены аргументам, обосновывающих его точку зрения по размещению Старого Сарая на месте Красноярского городища.

В первую очередь это названные выше дирхемы последней четверти
XIII в. в его монетном комплексе, практически не принимавшие участия в монетном обращении XIV в.

Во-вторых, отсутствие в комплексе серебряного чекана Джанибека и последующих ханов.

В-третьих, находки золотоордынских монет
XIII в. на могильнике «Маячый» вблизи Красноярского городища, считающегося его некрополем. (При раскопках 1991-1996 гг. на нём в 21 погребении найдено 32 дирхема  671-717 /1272-1317 гг. и 1 пул 721/1321 г10.)

В-четвёртых, отсутствие в погребениях дирхемов, чеканеных после правления Узбека.

Да, количественно увеличенный до 138 экз. монетный комплекс с Красноярского городища безусловно доказывает существование поселения на нём в последней четверти XIII в. Но был ли это именно Сарай? Состав медных монет этого же комплекса с ещё большей уверенностью указывает, что это поселение существовало непрерывно до конца XIV в. и это вновь возвращает нас к дилемме: сколько Сараев в Золотой Орде существовало в XIV?  По А.В. Пачкалову опять 2: на Красносельском Старый, на Селитренном Новый, а для тех, кто не согласен размещать на Царёвском городище г. Гюлистан, то это уже третий Сарай! Отсутствие в монетном комплексе Красноярского городища серебряных монет 2-й половины XIV в. аргумент зыбкий: в предыдущем красноярском комплексе вообще не было ни одной серебряной монеты.

Пока же доступный анализу монетный комплекс в 138 монет по джучидским меркам слишком мал, чтобы делать какие-либо уверенные заключения. Напомним, например, что на памятнике «Лисья балка» в Саратовском левобережье только сарайских дирхемов последней трети
XIII в. всех известных на сегодня типов найдено более трёх сотен11, самых ранних его типов пулов более 400 экз.12, без учёта других монет этого времени.

Что касается отсутствия в погребениях «Маячного» могильника монет времени со второй половины правления Узбека и позднее, то А.В. Пачкалов упустил из виду, что на могильнике «Маячный» погребений с монетами оказалось всего 21, остальных раскопанных погребений было в 10 раз больше – 220. Обряд погребения в них был мусульманский, запрещавший сопровождать покойного любыми вещами и предметами, а именно Узбек окончательно сделал Золотую Орду мусульманским государством. Поэтому вполне естественно, что уже со второй половины его почти 30-летнего правления и при последующих ханах погребения осуществлялись по мусульманскому («безмонетному») обряду.

 

В.  Последняя рассматриваемая нами версия – ранний Сарай, основанный ханом Бату в середине XIII в., полностью снесён с лица земли очень неспокойной водной стихией нижнее-волжского региона. Я не берусь сказать, кто впервые высказал эту мысль в предшествующие 2 века историографии Золотой Орды, но в наше время её кратко и ёмко озвучил Иван Владимирович Евстратов в 1997 г. В своей знаменательной статье о локализации г. Гюлистан на месте Царёвского городища, а Нового Сарая на месте Селитренного13, о судьбе Старого Сарая XIII в. он высказался в сноске1 на стр.103.

Полагая, что Сарай с самого начала располагался на месте Селитренного городища, он далее пишет: «…имевший место в
XIII в. подъём уровня Каспийского моря (Гумилёв Л.Н., 1966, с.64, график), меандрирование русла р. Ахтуба и ежегодные паводки могли смыть и похоронить под слоем песка часть города или весь город, существовавший в XIII в. В начале XIV в. город, видимо отступая дальше от реки, отстраивался заново».

Выступая в 2001 г. на МНК-I со своей гипотезой судьбы Сарая XIII в.14, я, хорошо зная основную суть цитированной работы И.В. Евстратова, к сожалению, упустил из вида процитированную его ремарку и не упомянул её в своём выступлении и в опубликованном через 4 года его текста. Сейчас исправляю свою оплошность.

В принципе изложенная мною гипотеза о судьбе Сарая XIII в. та же, что и у И.В. Евстратова – город XIII в. уничтожен мощными весенними паводками Волги в период катастрофического подъёма уровня Каспия, достигшего своего максимума к рубежу XIII-XIV вв. В выступлении и изданном его тексте только более подробно рассмотрены различные гидрологические характеристики Нижней Волги того времени, которые сейчас приводиться не будут. Приведу лишь на рис.10 схематический разрез местности по течению Ахтубы из цитируемой работы (с.19, рис.3)14.

На схеме указаны абсолютные уровни водной глади Ахтубы и её берегов в 1992 г., уровни Каспия в 1250 и 1300 г. по А. Алексину  и Л. Гумилёву15.

Из рисунка видно, что уровень Каспия к 1300 г. достигал среднего течения Ахтубы, но её берега заливал лишь местами в самом низовье. Половодья, в среднем в 4 раза большие по мощности, чем современные, в течение нескольких десятилетий должны были смыть все поселения, располагавшиеся на берегах Ахтубы  на протяжении 240 км от дельты. Поселения в самой дельте должны были находиться ниже уровня моря и разрушительные половодья их  не затронули, кроме вершин выступавших над водой Бэровских бугров. Для предположительной локализации места нахождения смытого Сарая
XIII в. имеющихся данных недостаточно. Он мог располагаться на берегу Ахтубы на протяжении ~ 200 км её нижнего течения.

В это же время могли быть уничтожены водной стихией и останки столицы Хазарского Каганата, располагавшейся в нижнем междуречье Волги и Ахтубы.




Рис. 10
 

 

Цитированная литература

 

  1. Баллод Ф.В., 1923. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды (результаты археологических работ летом 1922 г). Казань. Репринт 1998 г. Глава III. Развалины Старого Сарая. Татарская Археология  №2(3). Казань, с.111.

  2. Марков А.К., 1896. Инвентарный каталог мусульманских монет императорского Эрмитажа. СПб, с.503 №№ 1526 и 1529.

  3. Фёдоров-Давыдов Г.А., 1963. Находки джучидских монет // Нумизматика и Эпиграфика, т. IV. M., с.217 № 186а.

  4. Гончаров Е.Ю., 2000. Старый и Новый Сарай – столица Золотой Орды новый взгляд на известные источники) // Степи Европы в эпоху средневековья. Т 1. Донецк, с.346.

  5. Заливинская Э.Д., 2007. Проблемы хронологии поселенческих памятников Нижнего Поволжья // Средневековая археология евразийских степей. Казань. С 157-163.

  6. Фёдоров-Давыдов Г.А., 1969. Город и область Саксин в XII-XIV вв. // МИА № 169.

  7. Пигарев  Е.М., Скисов С.Ю., Лосев Г.А., Минаев А.П., 2005.  Монетные находки с городищ «Красный Яр», «Лапас» и «Чёртово городище» // Труды МНК II, Муром 2003. М., с.148-152.

  8. Лебедев В.П., Клоков В.Б., 2004. Денежное обращение небольшой золотоордынской крепости в дельте Итиля (Чёртово городище) // Татарская археология, № 1-2 (12-13). Казань, с.73-85.

  9. Пачкалов А.В., 2002. О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды) // Археологiя та етнологiя схiдноi Европи: матерiали i дослiдження. Одесса. Том 3.

  10. Котеньков С.А., 2005. Нумизматический материал золотоордынского времени из погребений грунтовых могильников «Маячный-III» // Труды МНК-I, Саратов 2001. М., с.41-44.

  11. Евстратов И.В., Гумаюнов С.В., 2005. Вес, размер и достоинство серебряных монет, чеканеных в Сарае и Укеке в XIII-нач. XIV в. // Труды МНК-II, Муром 2003. М., с.103-129.

  12. Евстратов И.В., 2004. Об одной группе джучидских пулов с легендой ﻗﭽﻪ ⁄ ﻨﮕﯽ  ﺒﻳﺭ ﺳﯽ ﻟﺗﯽ ﻮﻥ  // Тезисы ВНК-XII. М., с.78.

  13. Евстратов И.В., 1997. О золотоордынских городах. Находившихся на местах Селитренного и Царёвских городищ // Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племён южнорусских степей. Часть 2. Саратов, с.88-118.

  14. Лебедев В.П., 2005. Судьба города Сарая XIII в. Факты, вопросы, версии, гипотеза // Труды МНК-I, Саратов 2001. М., с.16-20.

  15. А. Алексин, Л. Гумилёв, 1963. Каспий, климат и кочевники Евразии // Труды общества археологии, истории и этнографии. Т.1. Репринт 1997. Татарская археология  № 1, Казань, с.8-22.

 

В.П. Лебедев

МД-16


© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.