Философия
Википедия
Философия
Философией называется дисциплина, которая занимается изучением самых общих существенных характеристик и фундаментальных принципов реальности и познания, о... читать далее »
Новости Философии
28.07.2014 09:59

Приватизация? Обратный ход. Философия.

Приватизация? Обратный ход
Приватизация не работает. Нам всем когда-то обещали демократию акционеров, конкуренцию, снижение расходов и улучшение качества услуг. 

И вот выросло новое поколение – и большинство людей уже на собственном опыте убедились в обратном. Электроснабжение и водоснабжение, железная дорога и коммунальные услуги – в реальности-то в ходе приватизации просто возникают частные монополии, получающие субсидии от государства, при этом непомерно завышающие цены, отказывающиеся вкладывать инвестиции. То есть это просто нажива и захват, осуществляемый корпорациями.

Частные картели буквально окружили и взяли в осаду тех, кто выступает за регулятивные меры в экономике. Потребителей и политиков попросту дурачат различными ссылками на коммерческую тайну и запутанностью условий контрактов. Рабочим урезают зарплаты, и происходит ухудшение условий их труда. Контроль над рядом жизненно важных сфер услуг был передан корпорациям-гигантам, зарегистрированным в оффшорах, при том, что реальным хозяином этих корпораций зачастую может являться именно государство… только теперь уже другое государство.

Масса докладов и отчетов постоянно демонстрирует нам, что приватизированный сервис – гораздо дороже и менее эффективен в сравнении с его государственным аналогом. Поэтому вряд ли кого-то должен удивлять тот факт, что подавляющее большинство населения никогда не поддерживало ни единой кампании по приватизации, и, согласно опросам, не доверяет частным компаниям и не желает, чтобы те управляли какой-либо из сфер услуг. Однако несмотря ни на что караван приватизации по-прежнему упорно движется вперед.



В Великобритании правительство Кэмерона пытается внедрить принцип приватизации в самые основы системы образования и здравоохранения, ввести систему аутсорсинга для службы пробации и продать Королевскую Почту менее чем за 1 миллиард фунтов – намного ниже ее рыночной цены. При этом советники правительства из лондонского Сити неизменно получат свою долю от этой сделки.

И никакие вероятные катастрофические последствия этих мошеннических сделок, похоже, не помешают таким компаниям как G4S, Atos и Serco заключить контракты сулящие столь огромные прибыли – ведь речь идет 80 миллиардах фунтов и потому они мертвой хваткой вцепились в Вестминстер и Уйатхолл [парламент и кабинет министров].

Однако давайте рассмотрим пример с приватизацией железной дороги – крупной мошеннической сделкой по выкачиванию государственных средств. Продажа железной дороги оказалась абсолютно неоправданной сделкой. К чему конкретно привело стремление распространить принципы частных рынков на эту естественную монополию? К фрагментации, к максимальному падению уровня инвестиций, к росту затрат до 1,2 миллиарда в год, к самым дорогим в Европе билетам на поезд, и кроме того – к двукратному увеличению размера государственных субсидий в приватизированную железную дорогу (в сравнении с размером субсидий в государственную железную дорогу в прошлом).

Давайте сравним: железнодорожная ветка восточного побережья предоставляла гораздо более качественные услуги когда была еще государственной и приносила 800 миллионов фунтов госказначейству. Аналогичные результаты были и у государственной компании Scottish Water [водоснабжение и канализация]. И именно поэтому правительственная коалиция стремилась их продать (хотя некоторые лейбористы и раздумывают над тем, не поддержать ли набирающее в народе популярность требование ре-национализации).

Эд Боллс [канцлер Теневого Кабинета и лидер лейбористов – прим. пер.] пытается всячески поддержать гаснующее пламя «новых лейбористов» [правое крыло Лейбористской партии – п.п.] и настойчиво твердит о том, что вопрос о государственной собственности – вопрос «идеологический». При этом бароны корпораций и те, кто нажился на приватизации железной дороги, – обеими руками поддерживают такого рода заявления. Всех их к тому же крайне переполошили планы Эда Милибанда заморозить рост цен на электричество, поставляемое приватизированными компаниями.

Таким образом, лейбористы качаются из стороны в сторону. Компаниям продолжают продавать концессии, но государство оставляет за собой также и право управлять приватизированными предприятиями наравне с теми, кто их приватизировал. Однако в пользу ре-национализации железной дороги говорит и то, что подобный шаг будет не только весьма популярным в народе, но ре-национализацию еще и можно провести совершенно бесплатно – поскольку по истечении срока договора его просто можно не возобновлять и, таким образом, вернуть собственность государству. И противостоять такому подходу в нынешних условиях может лишь мощь корпоративных лобби и сама рыночная идеология.

Поэтому существует определенная необходимость порвать с господствующей вот уже 30 лет догмой (которую до сих пор всячески подпитывают деньгами), направленной против национализации. И это касается уже не только примера с британской железной дорогой. Приватизированные предприятия, как оказалось, так и не смогли стать более эффективными. Они не смогли продемонстрировать нам ни примеры разумного вложения денег, не говоря уже о подотчетности или гарантиях занятости для рабочих. Они ведь просто, действуя по принципу рантье, «высасывали» средства из столь «легкой добычи», как государственные монополии. Затем начался процесс концентрации власти в руках все меньшего и меньшего количества людей, что привело к увеличению неравенства. Кроме того, те, кто приватизировал предприятия, не смогли обеспечить должного уровня инвестиций, чтобы стимулировать существенный экономический рост.

И сейчас, когда практически весь корпоративный сектор буквально сидит на «мешках денег», которые никуда не инвестируются (а в результате - производительность продолжает падать) – ощущается крайняя необходимость в государственном экономическом «моторе», который смог бы оживить экономику. А если речь идет об электро-компаниях, то здесь мы видим, что приватизационная схема здесь вообще не работает – она просто не в состоянии обеспечить основную цель существования этих компаний – чтобы лампочка горела.

Предлагаемая нынче альтернатива – ужесточить государственные регулятивные меры (а именно этот вариант считается политически приемлемым) – означает, по сути, лишь «удаленный» контроль и не решит возникшие проблемы – потому что гораздо проще регулировать не «удаленно», а напрямую. И сам предыдущий опыт говорит нам о том, что невозможно контролировать то, чем ты не владеешь.

Эндрю Камберс, профессор из Глазго, в своей работе для аналитического центра Class утверждает, что только огромные финансовые вливания и субсидии (сравнимые разве что с размером субсидий датских и шведских государственных компаний в разработку технологий возобновляемых источников энергии) со стороны государства могут «задобрить» владельцев приватизированных гигантов и заставить их делать то, что государственная компания делает за гораздо меньшую сумму.

И потому сейчас все более усиливается давление, сопровождаемое требованием национализации банковского сектора и коммунальных предприятий – электро- и водо-снабжения, транспорта и инфраструктуры коммуникаций. Только в том случае, если ключевые предприятия социализированы и находятся под демократическим контролем, - только тогда они могут встать на путь привлечения инвестиций, реконструкции и развития экологической экономики. Именно такую политику и поддерживает большинство населения – однако именно этот подход и считается «верхом неприличий» в кругах бизнес-элит.

«Это будет очень дорого стоить – твердят они – и мы возвращаемся во вчерашний день». В реальности же, это не будет стоить ровным счетом ничего для госбюджета. Ведь даже если и выплачивать полную компенсацию по рыночной цене, то можно это провести в форме оплаты государственными облигациями за акции предприятий. Проценты по облигациям, конечно, придется выплачивать, но на это можно пустить даже незначительную часть средств с прибыли ре-национализированных компаний.

Однако британский правящий класс, взор которого полностью прикован к лондонскому Сити, не в состоянии, похоже, заметить тенденции, происходящие в других частях мира. От Латинской Америки до США и Западной Европы – и на глобальном Юге и на глобальном Севере – повсюду приватизированные ранее государственные службы, предприятия и ресурсы – стабильно возвращают назад в собственность государства. Только за последние десять лет 86 крупных городов ре-социализировали водоснабжение. В одной лишь только Германии после кризиса 2007-08 более 100 концессий, выданных компаниям по электроснабжению, - были отозваны, а предприятия возвращены в госсобственность.

И даже если сейчас меры экономии и используется для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в политику приватизации, однако в целом мы наблюдаем обратную тенденцию – начался прилив ре-национализации. Новая волна национализации обретает несколько иные инновационные формы (иногда смешанные) и при этом уже учитываются ошибки и слабые места, свойственные национализированным предприятиям прошлого. Однако в Великобритании сама власть Сити и интересов корпораций, получающих огромные прибыли от приватизации, является существенным препятствием для движения в этом направлении. Сейчас наблюдается нарастание давления с требованием ориентироваться на смешанную экономику (когда-то данный подход считался даже общепринятым), поскольку цена, которую приходится платить за провалы необузданного капитализма, продолжает расти. И, вероятно, ре-национализация железной дороги станет только первым шагом в этом направлении. 
Источник

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.