Бахаи
Википедия
Бахаи
Бахаи – это молодая религия, имеющая собственное Священное писание. Основателем бахаи является Бахаулла, годы жизни: 1817-1892. Он почитается как последни... читать далее »
Статьи о Бахаи
07.07.2013 19:53

Этика Веры Бахаи. Бахаи.

Этика Веры Бахаи
Этика Веры Бахаи является религиозной этикой (бахаизм не является, например, просто философской системой, а именно религией). После первой встречи с бахаи (при участии в проводимых ими мероприятиях) у многих складывается впечатление о Вере Бахаи как светском клубе по интересам, а о самом вероучении бахаизма — как о некой философской, этической концепции, близкой к религиозной, но таковой не являющейся. Это вызвано, вероятно, отсутствием в Вере Бахаи привычного священства и культа и просто поверхностным знакомством с бахаизмом (а на более глубоком уровне — с неверным восприятием бахаистского принципа относительности и самостоятельного поиска религиозной истины, например). Очевидно, что Вера Бахаи обладает всеми признаками религии (что и подтверждено самим фактом регистрации их религиозного объединения).
    Основным нравственным принципом бахаизма можно назвать стремление к единству. Данная этическая установка вытекает из онтологической концепции единства Бога, религий и человечества, являющейся центральной в вероучении Веры Бахаи. Главной ценностью для бахаи является Бог-творец, а среди всего сотворенного — человек. Зло как некая субстанция или сверхъестественное существо (Дьявол) отрицается и понимается как отсутствие добра.
    Вероучение бахаизма непосредственно касается актуальных проблем современности. Предлагаемая бахаи модель решения данных проблем является в определенной степени альтернативной моделям, предлагаемым традиционными религиями. Ряд концепций бахаизма являются достаточно оригинальными, их анализ заслуживает внимания (экономическая, политическая, образовательная и проч.). Признавая неизменными такие этические установки, как золотое правило морали и четыре заповеди Моисея (не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй), бахаи говорят о необходимости изменения моральных установок, которые являются результатом социально-исторического развития религий (например, отношение к женщине).

    Бахаи придерживаются этики ненасильственного, но активного сопротивления злу, но не побуждаются к отказу от службы в армии (этот вопрос оставляется на личное рассмотрение верующим). Также на личное усмотрение верующих оставляется вопрос об эвтаназии, поскольку в писаниях бахаи об этом ничего не говорится (следовательно, решение, которого пока нет, должен будет принять Всемирный Дом Справедливости). Бахаи не выступают за отмену смертной казни, отказывая, однако, верующему в праве личной мести (наказание преступников – дело необходимое, но общественное). Самоубийство осуждается не столь жестко, как в других религиях, однако, разумеется, считается исключительно вредным для души. Трансплантация органов разрешается, бахаи не отказываются от переливания крови, сами также могут быть донорами.

    Вопросы планирования семьи находятся исключительно в компетенции самой супружеской пары. Аборты, безусловно, не поощряются (особенно по одной лишь причине предотвращения нежелательного ребенка, а не медицинским показаниям и т.п.), внутриматочные контрацептивны не рекомендуются. Искусственное оплодотворение разрешается при условии, что яйцеклетка жены оплодотворяется спермой мужа.

    В отличие от Свидетелей Иеговы или сайентологов, например, бахаи не считают своим моральным долгом устраивать судебные тяжбы, если их называют сектой, деструктивным культом, ставят под сомнение религиозный характер организации и т.п.
    Этические принципы (запреты, мотивы, установки) бахаизма в определенной степени отличаются от этики традиционных религий. Например, в Вере Бахаи упраздняется концепция нечистоты (необходимость избегать «неверных» у шиитов), вводится запрет на анафему (который в христианстве пока никто не отменял), разрешается вступление в брак с последователем другой религии (что является проблемой в раввинистическом иудаизме, например). Представляет интерес вопрос, является ли этика Веры Бахаи в большей степени соответствующей современной религиозности, чем этика традиционных религий.
    Последователи бахаизма относительно малочисленны, однако, в основном, отличаются активностью, высокой степенью религиозности и, соответственно, высоким уровнем соблюдения нравственных принципов бахаизма в повседневности. Бахаи стараются придать всем своим действиям в жизни духовную направленность [2, стр. 165].

Этику Веры Бахаи можно охарактеризовать как ригористическую. Нравственное, духовное совершенствование является долгом бахаи, поскольку цель его бытия — раскрывать и развивать в себе Божественные качества (мудрость, справедливость, красота и т.д.), приближаясь к Творцу. Воля человека подчинена принципу поклонения трансцендентному Богу, выполнению его заповедей. Примером таких законов являются обязательная молитва, соблюдение поста, строгих правил семейной этики и др. Существует ряд запретов (на употребление наркотиков, алкоголя, не допускается аскетизм, священство, прелюбодеяние и проч.) [1: Обзор и свод]. Одной из важнейших нравственных ценностей является смысл жизни, который понимается как служение Богу, реализуемое через служение человечеству. Поэтому особая роль отводится общественной этике. Более того, бахаи утверждают, что предлагают некую новую модель общества, новый взгляд на мир, несут человечеству новые духовные ценности [3].

Особого внимания заслуживают этические разработки таких авторов-бахаи, как Удо Шефер [1] (Германия) и Уильям Хэтчер [2] (Канада). Оба мыслителя основываются на этических представлениях Веры Бахаи и развивают их. Первый делает акцент на глобальный характер новой этики, которая необходима сегодня человечеству; второй — на установлении «подлинных» отношений между людьми.

В своих работах Удо Шефер стремится показать духовный упадок современного общества, кризис христианства, широкое распространение нигилизма, особенно среди молодежи. Традиционные религиозные организации воспринимаются новым поколением как «аппарат власти», ничем не отличающийся от партий или налоговой инспекции, символы христианства утратили для них свою значимость, а понятие «греха» отклоняется как нечто «устаревшее» [3]. Поэтому Шефер в своей концепции особое внимание уделяет религиозному воспитанию и необходимости всеобщего изучения основ «глобальной этики». В своей работе «Парадигма Единства Бахауллы» [6] Шефер пишет, что основополагающие ценности для этики в эпоху глобализации содержатся во всех религиях, однако по некоторым вопросам в их моральных учениях различным образом расставлены акценты. Эти различия не являются принципиальными, антагонистическими и не должны быть препятствием единству человечества. Здесь Шефер отмечает стремление к межрелигиозному диалогу, качественно новый уровень толерантности (не просто терпимость, но стремление понять, встречи с любовью и приязнью) как неотъемлемые составляющие глобальной этики.

Необходимо кратко остановится на основных положениях концепции «этики аутентичности» [4] бахаи У. Хэтчера. Канадский философ на основе принципов бахаизма обосновывал необходимость создания новой этики, которая бы соответствовала «новой цивилизации». Согласно данной концепции, этика должна 1) быть всеобъемлющей по своему масштабу; 2) по своему подходу должна быть научной и в то же время согласованной с основополагающими истинами мировых религий; 3) по своим методам должна опираться на растущую степень автономности человеческой личности, на осознание человеком объективных законов, действующих в сфере духовного, и на целенаправленное использование человеком этого знания в своем практическом взаимодействии с разнообразными реалиями жизни; 4) по своим целям должна быть «подлинно гуманной» [5].

Хэтчер исходит из аксиом, что:

    человек есть высшая ценность в мироздании;
    ценность человека является внутренне присущей ему (как часть человеческой природы) и всеобщей (присутствующей в каждом человеке);
    высшие ценности представляют собой цели, а низшие средства.

Из этих аксиом Хэтчер выводит следующие важнейшие следствия:

    Следует всегда использовать низшие ценности, как средства для достижения высших. Поэтому никогда не следует жертвовать высшими ценностями для обретения низших.
    Нравственность (использование моральных ценностей) сводится к стремлению к аутентичным человеческим отношениям.
    Любая идеология является ложной, так как, по данному определению [5], в идеологии человек ставится ниже определенных доктринальных положений и поэтому считается узаконенным принесение человека или человеческих отношений в жертву (то есть использование их в качестве средств) для утверждения этих положений.
    Поведение человека определяется главным образом его представлениями о реальности, а не реальностью как таковой.
    Если кто-либо не воспринимает человека как высшую ценность, то он будет использовать других людей в качестве средств для достижения своих целей (вопреки объективной аксиоме 1).
    Человек способен как на предельную жестокость, так и на предельный альтруизм.
    Человек не может действовать жестоким образом по отношению к другим людям, если он считает их высшей ценностью в мироздании.

Хэтчер критикует ряд подходов к морали, которые называет «идеологией», «романтизмом», «гуманизмом», «коллективизмом», «индивидуализмом». Как альтернативу этим подходам, не соответствующим запросам времени, философ предлагает концепцию аутентичных, т.е. справедливых и высоконравственных отношений, основанных на альтруизме. Свою изначально религиозную этику Хэтчер строит так, чтобы она подходила и для атеистов.

Рассматривая этический аспект Веры Бахаи, необходимо отметить существование одной из ряда бахаистских программ морального образования и духовного развития ЗИПОПО (Заочный Институт Позитивного Поведения), созданной в 1991 году редактором молодежных программ Шамилем Фаттаховым (Казань). На сегодняшний день концепция ЗИПОПО применяется во многих странах далеко за пределами СНГ в том или ином виде (радиопередачи, телевизионное шоу, театр, печатное СМИ), поддерживается рядом государств и органов власти (например, Министерство просвещения Республики Татарстан). Представляется, что значительное влияние на принципы ЗИПОПО оказала концепция позитивной психотерапии, разработанная известным германским ученым-бахаи Носсратом Пезешкяном. Данный проект, основанный на принципах бахаизма, по нашему мнению, обладает высокой эффективностью и при этом лишен всякого прозелитизма. В Беларуси ЗИПОПО проходит преимущественно по принципу психологического тренинга, который проводят профессиональные психологи. В секуляризованном мире психологи составляют значительную «конкуренцию» священнослужителям традиционных религий, люди все больше исповеди предпочитают психотренинг. Поэтому в условиях широкого распространения психокультов и различных психологических тренингов, профессиональность, эффективность и безопасность которых может вызывать сомнения (о чем последнее время часто трубят сектоведы и различные СМИ), ЗИПОПО выступает в качестве вполне достойной альтернативы (в пользу чего свидетельствует 17 лет безупречной истории этой программы). В нашей стране некоторое время ЗИПОПО проходило в виде областного телевизионного молодежного ток-шоу в Бресте.


Этика в Вере Бахаи // 2008, Литвинчук Валерий

http://www.spiritualportal.ru/viewtopic.php?p=6209#p6209

© WIKI.RU, 2008–2017 г. Все права защищены.